Найти тему
Московит

Могами-до: о беспощадности японских доспешных традиций и одном распространенном заблуждении.

Многие люди ошибочно считают, что абсолютно все исконно японские доспехи по своей технологии были ламеллярами, собранными из мелких пластинок, скрепленных обильной шнуровкой, а все остальное - не что иное, как заимствование японцами конструкции европейских корпусных доспехов. Подобные суждения выходят из очевидного незнания типологии японских корпусных доспехов. Оно и понятно: "классические" доспехи кодзан-до (те самые мелкопластинчатые ламелляры) широко известны, как и "современные" доспехи тосэй гусоку. Однако, "классику" и "современность" японского доспехостроения связывает большое количество доспехов переходного типа. Они не так хорошо известны, но именно их изучение позволяет понять, как именно "эволюционировала" японская защитная экипировка воина. Одним из первых подобных доспехов стал могами-до. Стоит отметить, что этому доспеху традиционно не уделяется достаточно внимания, на мой взгляд - совершенно незаслуженно. Поэтому, сегодня я расскажу вам об этих, часто внешне неотличимых от более ранних, доспехах.

Перед вами великолепный пример недавно отреставрированной японской кирасы XIV-XV века (точная датировка мне неизвестна). Обычный ламелляр, не так ли?)
Перед вами великолепный пример недавно отреставрированной японской кирасы XIV-XV века (точная датировка мне неизвестна). Обычный ламелляр, не так ли?)

Первые японские доспехи, собранные не из мелких пластинок, а из широких горизонтальных полос, относятся еще к периоду Намбокутё. К этому моменту такие доспехи, по большей части, уже были двухсекционными кирасами на шарнирном соединении, имели приталенную форму (таким образом, часть веса доспеха ложилась на бедра воина, немного разгружая плечи) и, в целом, отличались от "классических" доспехов бОльшим удобством. Однако, с появлением таких доспехов во всей красе проявилась японская приверженность традициям, сегодня уже ставшая притчей во языцех.

Тот же доспех, но со спины. Конечно, у него уже есть бригантинный воротник с оплечьями, шарнирное соединение и прочие новшества...но пластинки! Все те же кодзанэ...
Тот же доспех, но со спины. Конечно, у него уже есть бригантинный воротник с оплечьями, шарнирное соединение и прочие новшества...но пластинки! Все те же кодзанэ...

Дело в том, что главными потребителями военных технологических новинок в Японии (впрочем, как и везде) были богатые самураи, а они желали носить доспехи, похожие на те, что одевали в бой их предки. Именно это стало главной причиной того, что японские сегментированные кирасы долгое время "скрывали" свою конструкцию. Стальные полосы доспеха перфорировали (оружейники на полном серьёзе добавляли каждой пластине многочисленные зубцы и рельеф), чтобы придать им видимость мелких пластинок (кодзан до) "классического" доспеха. Для еще бОльшей убедительности, полосы крепились друг к другу уже не имевшей практического смысла традиционной частой шнуровкой кэбики-одоси. Все это приводило к тому, что при беглом взгляде отличить японскую сегментированную кирасу конца XIV века от ламелляра было весьма непросто.

... или нет?)) Все та же кираса, но теперь - в разобранном виде. Как видите, в ней вообще нет НИ ОДНОЙ мелкой пластинки, она целиком состоит из перфорированных сегментов (с изрядным нахлестом), имитирующих ламелляр.  К слову, по японской доспешной терминологии (в мире нет более запутанной системы))) это - не "могами-до", а "ни маи-до" (двухсекционная кираса), или же - "кируцукэ-кодзанэ-мару-до" (кираса из поддельных пластин).
... или нет?)) Все та же кираса, но теперь - в разобранном виде. Как видите, в ней вообще нет НИ ОДНОЙ мелкой пластинки, она целиком состоит из перфорированных сегментов (с изрядным нахлестом), имитирующих ламелляр. К слову, по японской доспешной терминологии (в мире нет более запутанной системы))) это - не "могами-до", а "ни маи-до" (двухсекционная кираса), или же - "кируцукэ-кодзанэ-мару-до" (кираса из поддельных пластин).

Эта ситуация изменилась во время войны годов Онин (1467 — 1477). В местности Могами японские оружейники первыми начали производить ламинарные доспехи из стальных полос, собранных на редкой парной шнуровке сугакэ-одоси и уже не имитирующие ламелляр. Благодаря отказу от перфорации пластин и обильной шнуровки время изготовления таких доспехов многократно сокращалось, и такие доспехи получили широчайшее распространение (во время войны людям было не до следования традициям)). Именно по названию места производства их и стали называть могами-до. Соответственно, после войны годов Онин и вплоть до эпохи Эдо, японские сегментированные кирасы уже не имитировали ламелляр, а могами-до стал прообразом всех последующих за ним "современных" доспехов - тосэй гусоку.

А вот это уже, собственно - могами-до. В отличие от кирас, имитирующих ламелляр, большинство из них были пятисекционными (секции соединялись разборными шарнирами) и завязывались на правом боку (там две секции идут "в нахлест").
А вот это уже, собственно - могами-до. В отличие от кирас, имитирующих ламелляр, большинство из них были пятисекционными (секции соединялись разборными шарнирами) и завязывались на правом боку (там две секции идут "в нахлест").

Таким образом, если проследить развитие японских корпусных доспехов (ламелляр - имитация ламелляра - сегментированная кираса на редкой шнуровке), то станет очевидно, что все предпосылки для создания кирас, технологически близких европейским, в Японии имелись уже во второй половине XV века. Нет ничего удивительного в том, что уже в начале века XVI появятся первые версии ставшего легендарным доспеха окэгава-до, но о нем мы еще поговорим. Спасибо!

Весьма любопытный доспех-гибрид. Вообще, это окэгава-до, но верхние сегменты соединены не заклепками, а шнуровкой как в могами-до. Подобных доспехов сохранилось достаточно, чтобы говорить о постепенной трансформации японских ламинаров на шнуровке в склепанные кирасы.
Весьма любопытный доспех-гибрид. Вообще, это окэгава-до, но верхние сегменты соединены не заклепками, а шнуровкой как в могами-до. Подобных доспехов сохранилось достаточно, чтобы говорить о постепенной трансформации японских ламинаров на шнуровке в склепанные кирасы.

P.S. Пока искал картинки к статье, обнаружил вот такие три доспеха-близнеца. Все три были изготовлены в эпоху Эдо, как один весят +- 6 кг и весьма успешно имитируют мелкопластинчатые ламелляры... но нас не проведешь)) А вот незнающий человек, насмотревшись на такое, и правда может подумать, что японцы, кроме как сшивать ламелляры, больше сами ничего и не придумали...