Найти тему
Дарья Московская

Как научить ребенка слушать и слышать родителей

Одна из самых распространенных проблем и трудностей в воспитании дошколят — проблема непослушания, когда дети вас не слышат. Родителям может казаться, что ребенок делает назло, требует, отказывается выполнять или попросту игнорирует. Да, здесь играют роль и возрастные особенности. Но это совсем не значит, что нужно оставить все как есть. Корректировать поведение нужно обязательно. Иначе, такое поведение перейдет в привычку и станет частью характера.

Как же научить ребенка слушать и слышать родителей? Оказывается умению слышать тоже надо учить. Обучение начинается в раннем возрасте. Научить ребенка слушать родителей несложно, но это требует определенных усилий и терпения.

Ошибка родителей в том, что они заставляют ребенка повиноваться (кричат, угрожают, приказывают, подкупают поведение, пугают разными страшилками, и, что хуже всего, своим отношением к нему, ставя под угрозу свою любовь : «я тебя любить не буду, я тебя отдам дяде, тете» и т.д.). Конечно это все работает. Ребенок будет слушаться, но только под воздействием страха, он ни чему ни учится, не делает выводы из ситуации. Давление на ребенка своим авторитетом, неизбежно приведет к разрыву психологической связи между вами, ребенок утратит доверие к вам.

Поймите, ребенок в 2-3 года не способен делать назло. Он не видит и не понимает последствий своих действий и не способен на сознательное непослушание. Это родители должны запустить механизм его совести. Совесть — это поисковый механизм, который в разных ситуациях должен найти верное обоснование для принятия решения. Значит, самым главным для родителей является формирование моральных принципов, а ведущей деятельностью является объяснение. Родители должны научить ребенка управлять своими эмоциями и поведением. Тогда ребенок вырастет зрелой личностью, уверенным в себе и жизнерадостным.

Рекомендации

1.Задумайтесь, почему ребенок вас не слышит? Задайте себе вопрос : «Почему мой ребенок не хочет меня слушать…?», почему мы так говорим о своем ребенке. Возможно, дети вас не слышат, потому что потеряли связь с вами? Ищите причину в себе, в ваших действиях. Это послужит для вас поводом к самоанализу.

2. Контроль своих эмоций. Не доводите себя до гнева. Не раздражайтесь и не кричите. К крику и приказам ребенок тоже привыкает, и очень скоро они перестанут действовать. Ребенок просто к ним привыкнет и перестанет на них реагировать, и что тогда? Не удивляйтесь потом тому, что ребенок будет говорить с вами на повышенных тонах, на вашем же языке.

3. В ситуации когда малыш вас не слышит попробуйте опуститься на его уровень, физически опустите сое тело (встаньте на колени) и посмотрите ему в глаза, возьмите за руки и скажите то, что хотите. А если ситуация повториться, то сделайте как же, реакция ваша должна быть такой же до тех пор, пока ребенок не научиться вас слушать. Совместная игра с ребенком. Так он увидит в вас друга, вы станете ближе. В ходе игры наблюдайте, можно заметить моменты, которые тревожат ребенка. Дети в играх ставят себя на место персонажа, присваивают ему свои качества, наделяют переживаниями.

4. Хвалите малыша чаще, это очень хороший стимул для него. Он будет увереннее в себе.

-2

5. Терпение. Будьте терпеливы, не срывайтесь на крик и не злитесь, если не получилось с первого раза. Ребенку нужно дать время понять, что вы искренне с ним.

6. Будьте последовательны и постоянны в своих действиях. Вы пример для своих детей. Ваше слово должно быть твердым и соответствовать действиям.

7. Ваши правила должны быть четкими. Если мы позволим себе отступать от четких правил, дети это быстро почувствуют. Это даст им ложное чувство власти, но приведет к потери чувства безопасности. Предсказуемость детям просто необходима — так они чувствуют себя защищенными.

Установив правила, обязательно расскажите ребенку о последствиях его нарушения. Последствия должны быть связаны с поведением, а не с конфетами, телефонами и мультфильмами. Ребенок должен ясно понимать причину и следствие. Например: вы говорите «С едой играть нельзя», а ребенок продолжает. Логическим последствием будет — забрать у него тарелку с едой.

-3

8. Просите ребенка, а не приказывайте. Если ребенок сделал что то плохое, например: сын подошел к старшей сестре и порвал ее рисунок. Не нужно бежать и возмущаться со словами: «Ты что сделал? Сейчас же извинись!» Ваши действия должны быть такие: подойдите к ребенку и спокойно задайте ему вопрос "Что случилось, расскажи? Как думаешь, что чувствует твоя сестра? А что чувствуешь ты? Подумай и скажи, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? ". Так вы учите ребенка рассуждать и делать выводы.

9. Разбейте задачу на этапы. Ставьте по одной задаче. Ваша просьба не должна быть слишком сложной для ребенка. Разделите ее на части, тогда он наверняка вас услышит.

10. Просьбы прямые и косвенные. Прямая просьба — это конкретное действие, оно понятно для ребенка. Например : « Пожалуйста, встань со стула».

Косвенная — «Не мог бы ты встать со стула?». Эта просьба, скорее похожа на предложение, которое можно выполнить или не выполнить. На просьбу «не мог бы ты встать со стула?», ребенок может подумать «Да, не могу», и будет сидеть дальше. И здесь он будет прав. Вы сами так спросили, построили фразу таким образом, что даете ему право выбора. Он выбрал — не обижайтесь!

-4

11. Не будьте «как радио». Если хотите, чтобы ребенок вас слышал, то не тарахтите без умолку. Одно и тоже повторять вредно. Дети привыкают к занудству, что мама как неугомонное радио. И просто перестают слышать вас, как бы отключают. Ваша речь проходит фоном для ребенка. Мамины слова должны быть «на вес золота». Не услышал — не получил!

12. Одного слова — достаточно. Вместо того, чтобы надоедать себе и ребенку бесконечным зудением «как пила», можно использовать такую технику: привлеките внимание ребенка и скажите «штаны» указав на них. Пусть он сам додумается, что нужно сделать. Я сама применяю этот прием и он мне нравиться. Нет необходимость повторять много ненужных слов.

13. Показывайте то, что говорите. Например: вы хотите попросить ребенка выкинуть бумажку в мусорное ведро. Встаньте, подойдите к мусорному ведру, укажите на не него, затем, скажите — «Выкинь, пожалуйста, бумажку в мусорное ведро». Придется прилагать усилия, да. Чем больше вы их приложите сейчас, тем легче будет потом.

14. Сделайте табличку с надписью (даже если малыш еще не умеет читать). Например: у плиты приклейте табличку с надписью «Горячо». И при необходимости указывайте малышу на нее сказав: «Здесь написано ГОРЯЧО». Как ни странно, но что то записанное оказывает на детей больше влияния.

15. Юмор и игра. Можно придумать смешную игру или шутку. Это может облегчить , например, сбор игрушек или одевание на улицу

-5

16. Дайте ребенку осмыслить вашу просьбу. Я заметила, что детям иногда нужно время, чтобы выполнить просьбу. Нам кажется, что ребенок не услышал нас, но подождите (сосчитайте мысленно до 10), и увидите, что он услышал. На счете 7-8 начинает выполнять. И не нужно кричать, повторять, поторапливать. Дайте ребенку не много времени обдумать сказанное и переключиться, это важно.

17. Используйте меньше строгих запретов и риторических реплик (нельзя, до каких пор, сколько можно).
Запреты «Нельзя» должны быть, но не много. Нужно объяснять, почему «нельзя» и к чему это приводит.

  • Установленный запрет должны соблюдать все члены семьи. Если мама запретила, то папа, бабушка и ли дедушка не должны этого разрешать. Тогда ребенок не сможет вами манипулировать.
  • Начните с просьб, которые ребенок с охотой станет выполнять, и не забывайте хвалить! Так он почувствует, что слушаться маму это приятно. В будущем, он будет слушать вас и в других просьбах, Сформируется привычка. Это поможет избежать слез и истерик в будущем.
  • Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. И такие приемы как шлепки, наказания и крики — вызовут протест, отказ выполнять.
  • Режим дня. У ребенка обязательно должен быть режим дня. Тогда он будет понимать, что есть порядок и последовательность которым необходимо подчиняться.
  • Частица «НЕ». Многие из вас, наверняка, слышали о том, что частицу «не» мозг человеческий не воспринимает. А тем более мозг ребенка. Поэтому,. заменяйте ваши просьбы с «не». Например: «Не лезь в лужу», замените на — «Отойди от лужи».

Внедряйте эти рекомендации и правила в ваши отношения с ребенком. Следуя советам, вы научитесь понимать свое чадо и предвидеть конфликты. Сможете обходить их. не давая ребенку повода для непослушания.