На грани XVI и XVii веков в западноевропейском искусстве начинаются серьезные перемены, которые затрагивают и полностью изменяют архитектуру, живопись, скульптуру, литературу и, конечно же, музыку.
Для музыки это время ознаменовано прежде всего рождением нового вокального жанра - оперы.
Паралельно возникает и развивается множество инструментальных жанров: фуга, сюита, старинная соната (ансамблевая и сольная), concerto grosso и др.
На смену искусству эпохи Возрождения приходит новый художественный стиль, который получает название стиль модерна или арт-нуово, т.е. "новое искусство". Уже гораздо позже, в эпоху классицизма, в XVIII веке, этот стиль стали называть барокко.
Значения стиля барокко для истории искусства и культуры настолько велико, что по нему получила свое название и вся связанная с данным стилем эпоха - эпоха барокко.
Предпосылки возникновения барокко.
Чем было обусловленно прекращение одного из самых светлых периодов в развитии искусства - Ренессанса - и приход ему на смену стиля барокко? Одной из главных причин этого факта является изменения мировоззрения людей того времени. В конце эпохи Возрождения Европа проходит через целый ряд потрясений: войн, природных катаклизмов и эпидемий. Как следствие философы и художники отходят от идей антропоцентризма, доминирующих в эпоху Ренессанса. Возвращается осознание несовершенства и бессилия человека перед богом, природными стихиями и историческими процессами. Для выражения захвативших умы того времени новых идей стиль барокко подходит как нельзя лучше.
Основные черты стиля Барокко.
Основные черты характерные стилю барокко - напряженный драматизм, патетика, экспрессивность, контрастность.
В то же время для многих произведений эпохи барокко характерны фантастичность и насыщенность символикой. И вот как раз в силу своей насыщенности символикой барочные музыкальные произведения особенно сложны и трудны для понимания, они требуют как от исполнителя, так и от слушателя достаточно высокой степени подготовленности.
Символика эпохи барокко.
Многие элементы музыкального языка того времени в настоящее время вообще не подлежат трактовке, т.к. большинство элементов культуры - той культуры, что составляла и наполняла жизнь, простого обывателя, регулярно посещавшего храм и знавшего наизусть множество хоралов (церковные песнопения),- безвозвратно утрачена. Однако композиторы эпохи барокко общались через творчество с Богом и, конечно же направляли творчество для такого же слушателя, своего современника, предпологая, что слушатель их понимает.
Чтобы дать примерное представление , как слушатель эпохи барокко воспринимал музыку, приведем несколько примеров взятых из работ, посвященных творчеству И.С.Баха, известного ученого-музыковеда Б.Яворского: "Ход на чистую кварту (музыкальный интервал) вверх мог истолковываться как символ непоколебимой веры, ход на терцию вниз иногда мог служить символом глубокой печали; трели могли передавать радость, смех, хохот, дрожание, трепет; восходящий ход или anabasis, мог иметь массу трактовок; например в скорбных, трагических произведениях он мог символизировать восхождение на Голгофу; нисходящий ход или catabasis - фигура умирания, оплакивания, но так же мог символизировать и разные состояния, события, явления. например снисхождение Святого Духа.
Значение эпохи барокко
Эпоха барокко дала миру таких композиторов как, А.Вивальди, А.Корелли, Дж.Перголези, Ф.Верачини, Дж.Тартини, Ф.Куперна и многих других. Венцом и завершающей кульминацией эпохи барокко стало творчество И.С.Баха и Г.Генделя.
Утратив большинство ключей к пониманию скрытого смысла музыкальных произведений эпохи барокко, человечество не раз проходило через эпохи, во многом с ней схожими. Но музыка эпохи барокко не только в скрытых символах, но и напрямую, через эмоции, выражает общечеловеческие ценности. Поэтому музыка эпохи барокко не потеряет своей актуальности никогда. Прямое подтверждение этому, наследие композитора И.С.Баха.