Найти в Дзене

История Униона — клуб за который хочется болеть.

Когда думаешь о сердце немецкого футбола, сразу же воображаешь себе Баварские земли и Мюнхенский гранд. Самый сильный же регион — Северный Рейн-Вестфалия, где расположена Б. Дортмунд, Б. Мёнхенгладбах, Шальке и Байер. На этом фоне немецкая столица выглядит весьма скромно. До недавних пор, для рядового болельщика, Берлин заканчивается Гертой. Немногие же вспоминали Динамо и Унион. Унион был крепким середняком во второй Бундеслиге. Тут выступали сборники Словакии, Швейцарии, Косово. Отсюда уходили играть в сильные клубы, из них же сюда приходили доигрывать ветераны. Тут числится и брат Тони Кросса — Феликс. Однако текучкой неплохих футболистов может похвастаться любой долгоживущий немецкий клуб. Отличает же Унион от них 2 вещи. Во первых, при большой популярности, клуб ни разу не выступал в высшем дивизионе (за исключением лиги ГДР). Второй факт плавно вытекает из первого — Унион Берлин это народный клуб, который, пережив много трудностей, показывая не самую выдающуюся игру, смог стать н
Оглавление

Когда думаешь о сердце немецкого футбола, сразу же воображаешь себе Баварские земли и Мюнхенский гранд. Самый сильный же регион — Северный Рейн-Вестфалия, где расположена Б. Дортмунд, Б. Мёнхенгладбах, Шальке и Байер. На этом фоне немецкая столица выглядит весьма скромно. До недавних пор, для рядового болельщика, Берлин заканчивается Гертой. Немногие же вспоминали Динамо и Унион.

Выступления фанатов Униона
Выступления фанатов Униона

Унион был крепким середняком во второй Бундеслиге. Тут выступали сборники Словакии, Швейцарии, Косово. Отсюда уходили играть в сильные клубы, из них же сюда приходили доигрывать ветераны. Тут числится и брат Тони Кросса — Феликс. Однако текучкой неплохих футболистов может похвастаться любой долгоживущий немецкий клуб. Отличает же Унион от них 2 вещи. Во первых, при большой популярности, клуб ни разу не выступал в высшем дивизионе (за исключением лиги ГДР). Второй факт плавно вытекает из первого — Унион Берлин это народный клуб, который, пережив много трудностей, показывая не самую выдающуюся игру, смог стать настоящей легендой и символом любви к футболу.

Борьба с Динамо

Унион, как я и говорил, не был выдающимся клубом. До сих пор высшее достижение — Кубок ГДР 1968 года. И даже в тот момент, старейший клуб Берлина ещё не до конца знал, с кем он будет противостоять долгие годы. В 1966 году, сильный Дрезденский Динамо переезжает в Берлин основным составом. Унион получает ещё одного серьезного соперника. Вражда длилась долгие годы, изрядно раздражала фанатов Униона особая государственная поддержка динамовцев. Новый виток в конфликте двух клубов произошел в конце 70х. После долгого доминирования Дрездена (вопреки потере основного состава), клуб уступает место Берлину. Пользуясь поддержкой не только берлинской Полиции, но так же Штази и лично Эрихом Мильке — в Берлинское Динамо вновь приезжают лучшие игроки ГДР. Для многих фанатов было ясно — наверху решили перенести чемпиона в столицу. С '79 по '88 год, раз за разом, Динамо побеждает в Оберлиге. Всё ограничивалось не только добровольно-принудительным переходом лучших игроков лиги в клуб, но и скандалами с судейством. Рефери постоянно подсуживали Динамо, за это их не любили во всём ГДР. Ходили слухи и о других, более неспортивных способах влиять на исходы матчей.

Стычка фанатов после одного из немногих матчей, где Унион обыграл Динамо
Стычка фанатов после одного из немногих матчей, где Унион обыграл Динамо

Естественно, многих адекватных фанатов не устраивала такая ситуация. Унион же стал аккумулировать вокруг себя всех несогласных берлинцев. Они знали, что клуб не сможет побеждать врага, но альтернативы не было. За них болели яростно, вопреки результатам. Унион мог собирать свыше 20 000 фанатов на матчах (что считалось хорошей цифрой для того времени и лиги). Два клуба стали лагерями разных по идеологии немцев, а их противостояние обретало всё больший политический окрас. Хоть большинство фанатов Динамо не были столь преданны клубу, их фирма (или попросту хулиганская группировка), отличалась особой жестокостью (зная, кто за ними стоит). Личные встречи этих двух конкурентов были жёсткими как на поле, так и за его пределами. Динамо побеждал год за годом — Унион становился всё большим символом протеста.

После объединения

Падение берлинской стены знаменовало прекращение поддержки и потерю популярности берлинского Динамо. В последние сезоны Оберлиги их уровень игры упал до "справедливого". Борьба между Унионом и Динамо тоже подходила к концу. Как бы там ни было, в Берлине всегда был куда более мощный клуб — по ту сторону стены. Тем не менее, впервые Унион смог сыграть с Гертой лишь в 1990. Фанатов обоих клубов объединяли политические воззрения, так что новое немецкое дерби было встречено тепло с обеих сторон. Футбольное противостояние в Берлине вновь стало чисто спортивным. Эта товарищеская встреча оказалась настоящим праздником для большинства жителей столицы — символом объединения всей нации. Столичные болельщики из обоих клубов ликовали.

Аншлаг во время товарищеского матча между Унионом и Гертой на Олимпштадионе, 1990 год.
Аншлаг во время товарищеского матча между Унионом и Гертой на Олимпштадионе, 1990 год.

Однако дружба длилась недолго, но обо всём по порядку. Федерация футбола ФРГ подготовила 8 мест для команд из восточной Германии на два высших дивизиона. Унион же, в последний год, скатился во вторую лигу и не мог рассчитывать на попадание в элиту. Свой первый сезон в объединённой Германии Берлин начал в третьей Бундеслиге. Фанаты и клуб были амбициозны и намерены исправить своё положение. Клуб играл здорово и должен был выходить во вторую Бундеслигу уже по итогам первого сезона, но серьёзные финансовые проблемы не позволили организаторам турнира допустить повышения. Так случилось ещё не раз. Представьте ярость болельщиков — вопреки высоким результатам продолжать выступать в третьем дивизионе. Впоследствии клуб потерял важных игроков и пережил финансовый кризис. Унион изо всех сил пытался держатся на плаву, но в нулевых умудрился даже упасть в Регионаллигу.

Выступления Униона с 1991 года.
Выступления Униона с 1991 года.

Реальность оказалось суровой. Футбол на западе — конкурентный бизнес, к которому не были готовы функционеры Униона и многие другие команды бывшей ГДР. Старая проблема сменилась новой. Если ранее болельщики оправдывали провалы клуба тем, что власти хотели видеть лишь одну сильную команду в Берлине, то теперь они поняли, что футбол — это деньги, а у кого денег нет, тот не у дел. Так началось противостояние фанатов Униона не только с успешным соседом Гертой, но и всей Германией. Мэйнстрим против андерграунда, деньги против традиций — вот в чём заключалась борьба берлинских фанатов. Но, обозлённые несправедливостью преследовавшую клуб годами, они не бросили его, а продолжали болеть всем сердцем. Униону это отплатилось с полна. Клуб выбрался из финансового кризиса, стал чемпионом третьей Бундеслиги в сезоне 2008/2009 и наконец заработал повышение во второй дивизион.

Последние годы

Что с клубом теперь — вы знаете. Сезон 18/19 выдался для Униона удачным. В Кубке Германии берлинцы заставили нервничать даже лидера Бундеслиги — Боруссию. Фавр думал, что легко пройдёт команду дивизионом ниже, но к концу матча в спешке стал выпускать игроков основы, чтобы вырвать победу. А в чемпионате прагматичный стиль позволил дожимать слабых соперников и сводить матчи в ничьи, когда игра не шла. Унион набрал 57 очков и занял третье место, уступив серебренному призёру лишь в количестве голов и отстав от чемпиона всего-то на 6 очков. Справедливая позиция в условиях достаточно конкурентной среды, в лице Кёльна и Гамбурга (второй так и не смог вернуться в элиту) и не самой яркой игры. Чего уж говорить, даже в самом главном матче сезона Унион вырвал себе повышение за счёт голов в гостях (2:2 на выезде, 0:0 дома), обойдя Штутгарт с куда более мощным составом (Гомез, Павар, Циллер, Бадштубер и другие). Фанаты были в восторге.

Ликование болельщиков после решающего матча со Штутгартом
Ликование болельщиков после решающего матча со Штутгартом

Незначительное усиление летом ставило под вопрос выживание клуба в элите, но на протяжении этого сезона Унион идёт относительно неплохо для дебютанта Бундеслиги. Лично мне трудно сказать, избежит ли Берлин матчей на вылет, учитывая частые поражения не самым сильным соперникам, но фанаты безусловно остались довольны рядом выигрышей. Чего уж говорить, Унион может порадовать своих фанатов внезапной победой 2-0 против Кёльна (бывшего конкурента), 2-0 против Гладбаха (шедшего на первом месте), 3-1 над самим Дортмундом и конечно же победой в берлинском дерби над Гертой, 1-0.

Какое ещё противостояние, в котором был забит всего один гол, да и тот с пенальти, способно подарить футболистам и болельщикам такие невероятные эмоции, такой адреналин и экстаз от победы? Это вам не унылое Эль-Классико последних лет.

Пример Униона доказал, что клуб — это в первую очередь его болельщики, которые приходят на стадион не поглазеть на многомиллионных хрустальных мальчиков, а на настоящую битву, болеть за родные цвета и идею. Безусловно, добиться больших высот за счёт сильной фанатской базы команда не сможет, но глядя на этот клуб, на его тернистый путь от банкротства до победы над Гертой и Дортмундом, понимаешь, что кайфовать от футбола можно и без побед в Лиге Чемпионов, без стомиллионных трансферов, без стильной игры.

"Но почему, в чём смысл намеренно превращать скучное зрелище в такое шоу"? Никто ведь не может себе представить набитые до отказа трибуны в матчах ФНЛ, да чего говорить, даже РПЛ. Что-же, невероятная посещаемость далеко не самых сильных клубов германии, вроде Санкт-Паули, Дрезденского Динамо, Гамбурга, того же Униона и многих других — это почти необъяснимый феномен, разобрать который я ещё попытаюсь.