Прямо скажем, излишняя решительность у Конфуция не в чести.
Во-первых, армия Китая тогда состояла из простолюдинов, причем, в больших количествах (армии достигали сотен тысяч человек при 20 млн. населения).
Во-вторых, преподавать детям уважаемых людей гораздо почетнее, нежели управлять бывшими крестьянами. Исходя из этого, Конфуций склонялся к тому, что храбрость нужная, но не высшая черта характера.
"Добродетельный человек обладает даром слова, но обладающий даром слова не всегда добродетелен; человек гуманный, конечно, обладает храбростью, но храбрость не всегда соединяется с гуманностью", - говорит Конфуций.
Я могу представить храброго и гуманного человека, некоторых даже знаю лично, но разве все, кто любит людей, храбры? Конфуций этой цитатой выводит качество храбрости из человеколюбия, мол, она следствие, что несколько странно. Почему тогда храбрым воинам не всегда присуща гуманность? Софистика.
Конфуций говорит: "Почтительность, не сдерживаемая церемониями (правилами), ведет к трусости; храбрость - к смутам, прямота - к запальчивости".
И снова "Хьюстон, у нас проблемы": правила и церемонии - важнейшая особенность Конфуцианства, они регулируют все чрезмерное. Механизм нужный, но ведь если человек гуманен и храбр (а это правило), зачем ему быть смутьяном? Почему снова все, что храброе, мажется черной краской непорядочности?
"Минь-цзы, когда стоял подле Конфуция, имел скромный вид, Цзы-лу - воинственный, Жань-ю и Цзы-лу имели вид простодушный. Философ был доволен, сказав: "Что касается Ю, то он не умрет естественной смертью". Впоследствии Цзы-лу был убит во время мятежа в Вэй."
Данный отрывок четко дает понять адепту: ни к чему хорошему такое поведение не приведет, смирись и послушайся!
Помочь каналу - репост в соц.сетях.
Поблагодарить - 👍, подписаться.