Первый опытный образец БелАЗа собран на одноименном заводе еще в 1961 году. Серийное производство БелАЗ-540 началось в 1965 году. В 1967 году приступили к изготовлению более совершенной модификации БелАЗ-540А с грузоподъёмностью 27 тонн.
БелАЗ полностью заменил МАЗ-525 с грузоподъемностью 25 тонн, выпускавшийся в период 1951-1965 гг.
70-е года ознаменованы интенсивным развитием промышленного производства. Грузоподъемности в 27 тонн явно не хватало и в 1976 году появляется БелАЗ-549 вместимостью 75 тонн: тут и начинается "гонка". Уже в 1977 году появился БелАЗ-7519 на 110 тонн. Ещё через пару лет в 1979 - БелАЗ-7521 на 180 тонн; в 1990 - БелАЗ-7550 на 280тонн.
После советских времен на заводе выпускалось много модификаций:
- аэродромный тягач;
- фронтальный погрузчик;
- самосвалы разнообразной грузоподъемности.
Завод по сей день очень хорошо реализует свою продукцию.
После распада СССР БелАЗ не прекратил «набирать обороты»: в 2005 году появляется БелАЗ-75600 с грузоподъемностью 320 тонн; в 2010 году - БелАЗ-75601 на 360 тонн.
Белорусский автозавод на этом не остановился и с 2013 года вышла в свет ещё более крупная модель БелАЗ-75710 с грузоподъемностью 450 тонн. Его размеры поражают: высота 8,26 метра (а это три этажа); вес самой машины 320 тонн (что равно весу 6 современных танков).
Сейчас из-за очень больших размеров самосвалы используются только на карьерах, хотя ещё в 90-е годы их можно было увидеть и на наших дорогах.