- Ооо! Мой первый поцелуй с мальчиком случился в фотолаборатории, - проностальгировала моя коллега, завидев монстры-фотоувеличители в музее журналистики.
…Я был на весь двор такой один, и в классе один. Потому что кому это нафиг надо было:
- заправлять вслепую пленку в фотоаппарат, засунув его в черный суконный рукав (потом, правда, появились пленки в кассете);
- тем же способом заправлять отснятую пленку в проявочный бачок и поочередную заливать три жидкости, затем сушить;
- запираться на ночь в ванной комнате, когда все домашние улеглись спать;
- завесить дверь одеялом, залить в ванночки проявитель, закрепитель и воду, включить красный фонарь;
- интуитивно определять время экспонирования фотобумаги, а затем её проявления…
- на другой день - сушка, закладка под пресс, обрезка уродливых белых краев…
Ну и глубокое разочарование при виде мутных кадров…
Вот моё первое селфи. Но слова такого еще не было. Год примерно 1965-й.
Пред каждым нажатием на спуск нужно было сначала сделать три вещи: верно поставить выдержку, диафрагму и расстояние. Это достигалось многолетним опытом – ведь не видно, что получается, а только через неделю, а то и через месяц, пока не отщелкаешь пленку. А щелкаешь экономно – 2 кадра на один объект.
На моем первом фотике - трофейном немецком «Вельте» пленку нужно было перематывать за головку без ограничителя, следя за цифрами в окошке. Бывало, перемотать забудешь, тогда - два сюжета на один кадр.
Он был широкопленочный и всего лишь на 8 кадров. Для 8-летнего пацана – дорогое удовольствие, и я его выменял у взрослого ценителя на «Зоркий»…
А вершиной советской фототехники для меня был в зрелые годы «Зенит ТТЛ», который я недавно сдал в музей...
Вспоминаю редакционную лабораторию нашего фотокорреспондента Михаила Козловского. Многочисленные полки плотно уставлены папками, с нарезанными по 8 кадров и уложенными в конвертики пленками – результаты десятилетий труда. Для каждого кадра – надпись: кто, что, где, когда. Он всегда быстро находил, что просили... А с многих нынешних фотокорреспондентов, щелкающих по сотне кадров с каждого мероприятия, уже через неделю спроса нет…
Лучше стало жить во время Перестройки, когда в продаже появились импортные пленки, да еще цветные. Пооткрывались салоны автоматической печати… Это был прорыв для любителей: снятые на тот же аппарат, но с фирменной пленкой кадры были загляденье.
Затем повсюду стали продаваться японские фотики-мыльницы. Началось массовое увлечение фотографированием. Казалось даже, что время профессионалов закончилось.
Но нет, именно тогда стало ясно, что фотография – это настоящее искусство, а не ремесло.
Это был конец 20 века. Про цифровую фотографию мы слышали, но не воспринимали это как что-то реальное...
А недавно я уговорил своего сына, который неплохо нажимает на кнопку, взять частные уроки у фотомастера старой школы. Чтобы узнать, что такое светосила, экспозиция, глубина резкости и прочее…
(Если вам понравилась публикация, просим поставить лайк. Вы можете также подписаться на этого автора).