Найти тему

Шедевры для себя и для всех. Рецензия на альбом Пола Маккартни (Paul McCartnney) “Egypt Station” (2018)

PAUL McCARTNEY
“Egypt
Station” (Capitol)

Само определение «безупречный альбом от постаревшей рок-звезды» выглядит в наши дни очень сомнительным: ага, слышали мы эти «безупречные альбомы», и как-то не рады были. Так вот, если вы уже готовы произнести дежурную речь о том, что в 70-е вода была чище, Луна – больше, великие рокеры записывали действительно великие альбомы, а теперь ничего этого нет, да и вообще молодость и задор у музыкантов поколения бэби-бумеров биологически ушли безвозвратно, то обратитесь к новейшему творению Сэра Пола.

В некотором смысле это шок: в 76 лет записать альбом, который будет наследовать в смысле звучания и аранжировки таким сильно не последним работам из каталога величайшего рок- (и поп-) мелодиста XX века, как “Magical Mystical Tour” The Beatles (1968) и “At The Speed Of Sound” Wings (1976) – не того ждал даже и продвинутый меломан в 2018 году от Сэра Пола. Вернее сказать, что он ждал от звезды или очередного эксперимента, или вообще ничего хорошего. Это ни в коем случае не является упрёком в адрес Сэра Пола, да и кто мы такие, чтобы адресовать ему пусть самые незначительные замечания? Ведь все отличные песни, начиная с “Love Me Do” (1962), изначально созданной ровно 60 лет назад, автором вроде бы написаны. Куда уж больше и лучше?

Текстовой видеоклип к пьесе "Come On To Me"

В день общемирового релиза альбома ещё не очень понятно, насколько номера на “Egypt Station” достойны стопроцентного попадания в классический канон песенного наследия Сэра Пола, но вот что в мире стало просто на 14 хороших песен больше – таковой факт сомнению не подлежит. 14 – поскольку первый и последний номера программы, “Opening Station” и “Station II” являются просто идеологическим обрамлением альбома; его, как принято выражаться ныне, «интро» и «аутро». Во всяком случае, основная программа здесь – это песни, которые могут выдержать испытания временем. Причём нужно обратить внимание на важную деталь: песни могут быть сколь угодно хороши и сами по себе, но в современном мире трендов пожилому и известному рокеру нужно придерживаться определённых правил при их создании. Для монстров рока уровня Сэра Пола ныне их ровно три: во-первых, пытаться воссоздать дух своего классического творчества, насколько это получится. Либо работать с заслуженно или не очень заслуженно модными молодыми именами ради соответствия звучания реально существующему духу времени – здесь «молодым именем» оказался Райан Теддер (Ryan Tedder), активно сотрудничавший с Леоной Льюис (Leona Lewis) и Бейонс (Beyoncé). Или, наконец, просто записать в меру унылую программу в той стилистике, что именуется сейчас «классический рок». Гений на то и гений, чтобы сочетать в творчестве все доступные опции – на “Egypt Station” Сэр Пол к радости всех и каждого идёт одновременно по всем трём путям и не становится при этом мишенью критики. А что критиковать-то? Песни альбома безусловно традиционны для их автора по мелодии и аранжировкам, никакого экстремизма ни в какую сторону в звуке не наблюдается, а якобы модные влияния здесь надо искать долго и с микроскопом.

Конечно, не нужно требовать от альбома того, чего там нет хотя бы в силу возраста автора – а именно богатырской отвязности в подаче. А коль скоро Сэр Пол уже давно сочиняет и записывает музыку не коммерческих успехов ради, а как бы для себя (другое дело, что это «для себя» оказывается созвучно настроениям миллионов жителей Земли), то он может вновь воплощать в жизнь столь любимую им концепцию человека-оркестра: почти все инструментальные партии записаны лично главным героем рецензии, и даже обложка альбома – одна из картин Пола 1988 года. Это ни в коем случае не означает примитивности звучания – подобный аккомпанемент наилучшим образом соответствует нынешнему голосу Сэра Пола, но он не отменяет наличия в аранжировках оркестровых партий и уместных духовых созвучий, записанных сайдменами знаменитой студии Muscle Shoals Studio. Не бойтесь и не сомневайтесь – это поп-рок высочайшей пробы, будто бы явившийся к нам из той эпохи, когда само определение «поп-рок» было ни разу не позорным, а обозначало именно отточенную музыкальную форму. Да что там говорить – обратитесь для сравнения к классическим альбомам Сэра Пола тех времён, когда он даже и не планировал быть Сэром, и вы всё поймёте.

Текстовой видеоклип к пьесе "Fuh You"

Сам автор может намекать на неявную концептуальность новейшей работы: «Я имею в виду, что этот альбом – как путешествие от станции к станции со своим началом и концом»; за ним эту формулировку повторяют и эксперты. Но, повторюсь, мы уже полюбили “Egypt Station” не за это, а за качество песен, пусть даже поданных нам в несколько «осеннем», чуть тусклом продюсировании – которым, кстати, отличался и уже упоминавшийся выше альбом Wings “At The Speed Of Sound”. И удивляет, причем и западных обозревателей тоже, насколько в свои-то годы Сэр Пол не растерял куража – так, несколько схожие своими резкими гитарными риффами аж с поп-классикой T.Rex “Come On To Me” “Fuh You” (понятное название, не так ли?) уже сегодня утром названы мировыми СМИ «самыми страстными в гендерном смысле песнями Сэра Пола с незапамятных времён». Да-да, нам, жителям России, это известно: «Ты такой солидный, а меня хочешь». Но заниматься подробным разбором “Egypt Station” и выискивать здесь хиты и совсем не хиты – дело совершенно ненужное: Сэр Пол остается предельно узнаваемым композитором даже в семиминутном (и, понятно, несколько занудливом) номере “Despite Repeated Warnings”, адресованном, как ныне это широко принято, Дональду Трампу собственной персоной. Если угодно, то перед нами идеальный альбом в стилистике того самого «классического рока», но и одновременно введение в творческое наследие Сэра Пола для всякого и даже не только молодого слушателя, вне зависимости от его национальности и месторасположения на нашей планете. Не такое уж плохое достижение для 76-летнего рок-артиста, не так ли?

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •