Найти тему
Туман войны

АДМИРАЛ ГОЛОВКО ПРОТИВ «АДМИРАЛА ШЕЕРА». Противостояние в Арктике

Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер"
Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер"

25 августа 1942 в ходе операции «Вундерланд» («Страна Чудес») в Карском море германский тяжелый крейсер («карманный линкор») «Адмирал Шеер» потопил советский вооруженный ледокольный пароход «Александр Сибиряков», выполнявший плановый народнохозяйственный рейс по Северному морскому пути. 26 августа на рейде порта Диксон нанес серьезные повреждения сторожевику СКР-19 (в мирной жизни ледокольный пароход «Дежнев») и вооруженному транспортному пароходу «Революционер». Артиллерийским огнем причинил большие разрушения портовым сооружениям и жилому городку. После чего без всякого ущерба для себя (здесь мнения расходятся) убрался восвояси.

О подвиге экипажа «Сибирякова» написано много, не меньше о героизме защитников Диксона. Но нечасто задается вопрос: как, собственно, германский рейдер мог незаметно прокрасться в Карское море – по сути наш глубокий тыл - и разрушить объекты на территории Красноярского края!? Кто куда смотрел, почему своевременно не выявили и жестко не пресекли? Был же Северный флот и ВМС союзников. Давайте попробуем разобраться.

Главком ВМФ Советского Союза адмирал Н.Г. Кузнецов в своих воспоминаниях указывает, что 24 августа 1942 г., за день до гибели «Сибирякова», глава британской военно-морской миссии в Архангельске сообщил командованию Северного флота разведданные о том, что «Адмирал Шеер» несколько дней назад ушел с якорной стоянки в Вест-фьорде в неизвестном направлении и обнаружить его до сих пор не удалось. Советским адмиралам тут бы насторожиться: куда это мог исчезнуть вражеский «карманный линкор»? Норвежское и Северное моря союзники мониторят плотно – знают, чем может обернуться выход рейдера на коммуникации. Но «Шеера» они не засекли. Значит, он пошел в другую сторону, в Баренцево море. Тревога? Радиограммы всем кораблям, судам и постам наблюдения? Самолеты в воздух, пусть ищут гадину? Ничего! Полная тишина. Что же случилось?

Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко
Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко

Мемуары многих советских полководцев напоминают киноэпопею «Освобождение» - начинаются с «Огненной дуги». А как воевали в первые два года, дескать, не ваше дело. Адмиралу Арсению Григорьевичу Головко стыдиться нечего – он возглавлял самый малочисленный и технически слабый флот страны, но сделал его самым боевым. О событиях августа 42-го пишет, что узнал о выходе «Шеера» в море 22 числа, т.е. за два дня до информации от англичан. Очень может быть. У Северного флота была своя разведка, которая имела тесный контакт с норвежским Сопротивлением. А следить за перемещением крупных боевых кораблей противника для морской разведки – святая святых. Тогда тем более странно, что никаких мер принято не было. В воспоминаниях Головко сообщает, что уже 22 августа разослал предупреждения всем, включая руководство Севморпути, поднял на поиск врага самолеты, 24-го предупреждение продублировал. Вот здесь он лукавит, т.к. никто таких предупреждений не получал. Зачем тогда адмирал обманывает читателей? Обеляет себя? Возможно. Также возможно, что в конце 50-х, когда он писал свои мемуары, ему уже совестно было притворяться «незнайкой». Но притвориться в 42-м году имело глубокий смысл. Что адмирал Головко мог противопоставить «Адмиралу Шееру»?

К началу Великой Отечественной войны самыми грозными боевыми кораблями Северного флота СССР являлись эсминцы, коих насчитывалось аж восемь (!) штук. Один был потоплен уже в июле 41-го. Осталось семь. Были сторожевые корабли по большей части из переоборудованных гражданских судов, сторожевые катера «МО», тральщики, торпедные катера. Также было 15 подводных лодок.

К лету 42-го флот, конечно, получил пополнение. В сторожевики и тральщики были мобилизованы торговые и рыболовецкие суда. С Балтики до начала блокады Ленинграда удалось перебросить 6 подводных лодок, несколько разобранных «малюток» доставили из Горького к Белому морю по железной дороге на завод № 402. Но к моменту разбоя «Шеера» в Карском море уже 7 лодок разных типов были потеряны.

Эсминец "Куйбышев"
Эсминец "Куйбышев"

Итак, единственно кто мог представлять хоть призрачную угрозу немецкому тяжелому крейсеру, это эсминцы и подводные лодки. Призрачную потому, как четыре 130-мм орудия главного калибра на советском эсминце «проекта 7» вряд ли сумеют составить конкуренцию шести 283-мм орудиям главного калибра на «Шеере» и восьми 150-мм вспомогательного. Еще есть шесть 105-мм зенитных орудий. Да и броневую защиту тяжелого крейсера и эсминца даже сравнивать смешно. Можно попробовать атаковать германца торпедами – на каждой «семерке» по два трехтрубных торпедных аппарата. Но на дистанцию торпедной атаки «Шеер» и близко не подпустит, утопит. А если ночью? Вот это возможно. Только летом в тех широтах полярный день. Тем более, что на «Шеере» тоже торпедные аппараты имеются.

Потопить рейдер подводная лодка может, но для этого нужно очень большое везение – оказаться в нужное время в нужном месте, да еще и в выгодной позиции. Субмаринами потоплено, или хотя бы повреждено тяжелых боевых кораблей за всю войну не так уж много.

Как уже было сказано, Северный флот к тому времени располагал семью эсминцами – четыре «семерки» и три «новика» царской постройки. Один «новик» - «Карл Либкнехт» еще до войны встал на капремонт в Архангельске. Вновь вышел в море только в ноябре 1944 г. Две «семерки» - «Громкий» и «Грозный» также были в ремонте. Итого: в строю были всего четыре эсминца: «Гремящий», «Сокрушительный» («семерки»), «Урицкий», «Куйбышев» («новики»). На «новиках» главный калибр был даже не 130-мм, а 102-мм.

Эсминец "Грозный"
Эсминец "Грозный"

Из 14 подводных лодок одна была в достройке, 11 в ремонте после активной работы весной-летом. Боеспособными были только Щ-422 и К-21. «Щука» была в походе у норвежских берегов, К-21 23 августа вернулась в Полярный из похода. Вот и все, что мог бросить в бой советский адмирал.

Еще в распоряжении адмирала была флотская авиация. Торпедоносцы имелись в 35-м МТАП и 6-й эскадрилье 2-го Гв. СМАП. К 26 августа на оба подразделения насчитывалось всего два исправных ДБ-3Ф. Они и отправились на аэродром в Амдерме для нанесения удара по «Шееру», если того удастся обнаружить. На поиски было выделено 10 разведчиков МБР-2. Но не нашли.

К этому стоит добавить, что 23 августа в Мурманск прибыл американский тяжелый крейсер «Тускалуза» в сопровождении пяти эсминцев. Почему было не натравить на немецкий рейдер союзников? «Тускалуза» и «Шеер» были примерно равны по боевой мощи. Но английское командование, у которого американский крейсер был в оперативном подчинении, зная о присутствии рейдера, никакого желания воевать с ним не выказало. Даже наоборот постаралось как можно быстрей увести свои корабли из Баренцева моря. Уже 24-го «Тускалуза» с эскортом отправилась в обратный путь. Головко только и оставалось, что уповать на их случайную встречу с противником. Но не случилось. «Шеер» к тому времени уже был в Карском море.

Головко воевать с «Адмиралом Шеером» было нечем. Сделать вид, что он не знает о рейде немца к советским берегам было, пожалуй, самое мудрое решение. Иначе от него потребовали бы энергичных мер. Пришлось бы бросить в бессмысленный бой все что есть. И погубить. Одно дело, если что-то упустил за неимением информации, и совсем другое, если все знал, но ничего не сделал. Головко выбрал первое.

Фото из открытых источников