Найти в Дзене
Компьютерра

Как навигатор узнает об автомобильных пробках

Вы замечали, что разные системы навигации могут по-разному отображать один и тот же участок дороги? Также неприятно оказаться в пробке, которую навигатор не отображал вовсе. Давайте разберемся, почему так происходит. Начнем с того, что навигаторы собирают два типа информации. Кроме информации навигаторов, на дорогах в крупных городах есть специальные датчики, данные с которых также участвуют в формировании дорожной обстановки. На пересечении этих двух типов данных навигационная система формирует текущую ситуацию. Система анализирует скорость потока и сигнализирует, если она понижена или совсем отсутствует в сравнении со статистическими данными на участке. Кроме этих данных система учитывает количество навигаторов в зоне поиска. Как только число машин в потоке со сниженной скоростью начинает расти, сервер принимает решение «присвоить участку» статус пробки. Один из самых сложных моментов — как системе отличить пешехода или велосипедиста от автомобиля в пробке? И пешеход (скорее бегун

Вы замечали, что разные системы навигации могут по-разному отображать один и тот же участок дороги? Также неприятно оказаться в пробке, которую навигатор не отображал вовсе. Давайте разберемся, почему так происходит.

Фото: РБК
Фото: РБК

Начнем с того, что навигаторы собирают два типа информации.

  • Базовая (меняется довольно редко). Состоит из статистических данных о том, как автотрафик «исторически сложился» на данном отрезке пути. Информация меняется, когда открывают объездные пути, соседние дороги начинают ремонтировать, меняется время суток: день/ночь или наступает дачный сезон.
  • Динамическая (меняется постоянно). Информация учитывает данные о ДТП. Сюда также относятся данные о нахождении других автомобилей через связь с прочими устройствами (телефоны тоже считаются). Информация о местоположении всех навигаторов поступает на сервер каждые 3-5 секунд. Будьте спокойны, по этим данным нельзя определить номер или марку автомобиля, только вашу геолокацию. Это не значит, что машины без навигаторов не видны системе и никак не влияют на прогнозы пробок. Алгоритм делает вывод о скоплении машин на участке по средней скорости соседних авто, в которых работает приложение. Системы GPS показывают не вполне точное местонахождение, погрешность может достигать 10 метров. Поэтому система работает с этими данными, учитывая разметку и светофоры на местности.

Кроме информации навигаторов, на дорогах в крупных городах есть специальные датчики, данные с которых также участвуют в формировании дорожной обстановки.

На пересечении этих двух типов данных навигационная система формирует текущую ситуацию.

Система анализирует скорость потока и сигнализирует, если она понижена или совсем отсутствует в сравнении со статистическими данными на участке. Кроме этих данных система учитывает количество навигаторов в зоне поиска. Как только число машин в потоке со сниженной скоростью начинает расти, сервер принимает решение «присвоить участку» статус пробки.

Фото: rusrep.livejournal.com
Фото: rusrep.livejournal.com

Один из самых сложных моментов — как системе отличить пешехода или велосипедиста от автомобиля в пробке? И пешеход (скорее бегун), и велосипедист могут двигаться со скоростью ~ 8 км/ч. В таких случаях система следит за ними какое-то время, чтобы проверить поведение объекта по нескольким индивидуальным параметрам и определить статус. Погрешности возможны.

Другой интересный момент: где грань между 5- и 6-балльной пробкой?

Как навигатор выставляет пробкам баллы

Фото: greelane.com
Фото: greelane.com

Многие навигаторы обращаются к отдельному сервису «Яндекс.Пробки», который представляет из себя дополнительный слой данных в системе «Яндекс.Карт». У сервиса действует 10-балльная система, где 0 — «дороги полностью свободны», а 10 — «пешком быстрее».

Система отслеживает, насколько быстро автомобили передвигаются в пробке на определенном участке — эти данные становятся своего рода стандартом, на который накладываются показатели скорости потока в текущей ситуации. Но это еще не все.

В зависимости от населенного пункта дорожным ситуациям присваиваются разные коэффициенты. Пробка 5 баллов в Москве — не одно и то же, что 5 баллов в Санкт-Петербурге, поскольку размер максимальной пробки в Санкт-Петербурге всегда ниже, а время, за которое будет она преодолена — меньше.

Навигационные системы постоянно развиваются. Специалисты по машинному обучению регулярно «скармливают» им огромные массивы данных, чтобы системы научились реалистично прогнозировать ситуацию и предлагать такие объездные маршруты, которые действительно сработают, а не будут также заполнены машинами, когда вы туда доберетесь.

Разница данных

Вы замечали, что если открыть статус пробок навигатора в двух вкладках браузера, то данные будут показаны разные?

В этом нет ничего удивительного: данные постоянно обновляются на сервере платформы, поэтому вы наблюдаете разные версии происходящего. Каждая новая вкладка будет показывать более актуальную информацию.

Где данные о пробках точнее? — в тех навигаторах, которыми пользуется большее число людей. Больше данных передается на сервер, и, как следствие, платформа выдает более точную картину.

В то же время есть некоторая погрешность при прочих равных условиях. Если в одной точке собралось 80% автомобилей из общего количества, которые используют один тип навигационных систем, то данные будут точнее. Это работает даже если к платформе подключено меньшее количество пользователей, чем у более крупного конкурента, чьих машин в этой точке будет 20%. Иначе говоря, для навигационных систем важен фактор «кто здесь и сейчас расскажет о пробке».

Данные о пробках обновляются не глобально, а как бы по кирпичикам: новая информация постоянно наслаивается на старую. Если же вы все-таки столкнулись с ситуацией, что попали в пробку, которую не видел навигатор, то скорее всего она появится на карте в течение 10 минут.