Так случилось, что уже 25 лет я руковожу людьми. Сначала это была большая молодежная организация - Ассоциация юных лидеров, потом большие коллективы экспертов в Общественной палате РФ и Министерстве образования и науки РФ, потом волонтеры Игр в Сочи, потом большое бюджетное учреждение Москвы. Конечно не все получалось, бывали неудачи и провалы, но чаще все же удавалось сделать задуманное, очень часто вопреки многим прогнозам. Сейчас я уверен, что один из важнейших секретов успеха - это умение работать с людьми и превращать сотрудников в коллектив единомышленников. И пожалуй один из главных навыков здесь умение слушать и слышать людей. Итак, по порядку...
Большинство из нас очень любят, когда нас внимательно слушают и не перебивают. Это важно для каждого, ибо хочется еще раз получить подтверждение того, что мы умны, востребованы и хороши собой. Поэтому старайтесь не перебивать собеседника, дайте ему договорить. Показывайте свое внимание, не отводите глаза и кивайте головой в знак согласия и одобрения. Но это совсем не главное. Главное - разобраться в том, что же тебе хотели сказать на самом деле и чего говорить не хотели. И тут важно понимание контекста. Ваш собеседник "продает" вам свою идею или оправдывается? Ему важно важно увлечь вас за собой или, наоборот в чем то разубедить? Давайте посмотрим на конкретные примеры.
Собеседнику есть что от вас скрывать. Что он будет делать? Во-первых постарается заболтать тему. То есть будет акцентировать внимание на чем-то другом. Будет уходить о прямых ответов на прямо заданные вопросы. Прикинется дурачком и скажет, что вообще не понимает о чем вы говорите. Что должны делать вы? Прежде всего понять именно то, что он от вас скрывают. И задавать не наводящие, а прямые и конкретные вопросы: "Где ты был с восьми до одиннадцати?" "А с девяти до пол десятого?"
Бывает, что собеседник никак не может сформулировать мысль лишь потому, что очень стесняется и чего-то боится. Поддержите и похвалите. Постарайтесь снять страхи. А какие страхи могут быть, вы должны понимать сами: "Не волнуйтесь, речь не идет о снижении премии, наоборот, мы должны по достоинству оценить результат".
А бывает, что собеседнику сказать вам нечего. Он понимает, что не прав, понимает, что ошибся, но не знает как оправдываться. Быть может это правильно. И тогда ваша реакция должна зависеть уже от вашего решения не о прошлом, а о будущем. Если ошибка простительная, то надо сразу так и сказать: "Хорошо, работаем дальше". А если человеку нет оправдания, то можно честно, но объективно сказать, какие будут последствия от того, что собеседник сделал и почему.
Иногда нам самим надо другим объяснять свою точку зрения и мы хотим, чтобы внимательно слушали нас. Оказывается, и тут важно прислушаться к тому как тебя понимают. Переспрашивайте, уточняйте поняли ли вас. Попросите повторить, как поняли и внимательно слушайте ответ. Это помогает, проверено годами.