В литературе, как в музыке и одежде, существует понятие «моды», трендов и тенденций. Сейчас, например, в моде нонфикшн, о котором ещё 20 лет назад мало кто знал. Понятие литературы испытывает сильное преобразование, тесно переплетаясь с маркетингом и личным брендом. Да, книга сегодня – это не просто книга. Это аксессуар, инструмент влияния, показатель социального статуса.
Старушка литература сама не поняла, когда это личность автора перещеголяла по важности качество текста.
Похожая ситуация во всех сферах – глобализация затрагивает не только географию, но и устройство мира в целом. Так всё становится всем в то время, как культурные и гендерные рамки безжалостно и стремительно стираются. Каша? Скорее приведение мира к единому знаменателю, когда всё будет равно всему.
Если до появления интернета звание «писатель» было элитарным, требовало определённого уровня образования и мышления, наличия в произведениях красивого слога и глубокой мысли, то сейчас эти рамки снова размываются, как глина под воздействием грунтовых вод. Каждый третий называет себя писателем.
Что нужно для того, чтобы быть модным? Придерживаться тренда, действовать быстро и одеваться в соответствии с новыми веяниями. Вне зависимости от того, нравится тебе то, что сейчас в моде, или нет, модники стараются быть «в тренде».
Писатель тоже может быть модным – если будет писать на актуальные темы современности, создавать хайп, затрагивать провокационные вопросы в своих произведениях. В книжном бизнесе есть разные направления – психология, секс, кулинария, личностный рост, бизнес… Какие-то из этих ниш переполнены в условиях снижения потребительского интереса, а какие-то, наоборот, не заполнены в условиях растущего спроса со стороны аудитории.
Если вы писатель, и хотите «попасть в струю», важно научиться разбираться в тендециях книжного рынка. Тема вашей будущей книги – это половина успеха наряду с текстом. Блестяще написанная книга на никому не интересную тему так и останется пылиться на полках магазинов. Её никто не купит, несмотря на виртуозные писательские характеристики текста.
Поэтому прежде, чем написать книгу, следует провести исследование и понять, насколько актуальна ваша тема для других людей. Проверьте наличие аналогов на рынке: сколько книг выпущено на смежные темы? Насколько они успешны? Как часто выпускаются подобные книги? Кто их покупает? А лучше всего познакомьтесь с действующим редактором в издательстве, и поинтересуйтесь об актуальности своей темы у него.
Успех книги начинается с идеи.
Молодые писатели обычно делятся на два типа:
- те, кто хочет написать актуальный бестселлер
- те, кто продвигает свою идеи
Так что же лучше: следование трендам или отстаивание собственной идеи, пускай и «против течения»?
Всё зависит от того, каким трендам вы хотите следовать и какая у вас идея. В идеале нужно стремиться к золотой середине: чтобы тема вашей работы была одновременно и актуальна, и близка вам, как писателю.
Без актуальности вы не найдёте читателей, а без любви к своей идее – не встретите отклика в их сердцах.
Потому что писательство – это про тонкие струнки наших душ. Книга только кажется облачённой в обложку и напечатанной настоящими чернилами на обыкновенной бумаге. На самом деле, книга – это мир, мысль, другая реальность. Каждый читатель воспримет вашу книгу по-своему, и её внешний облик – всего лишь 10% от той информации, которая в книге заложена.
Молодой и неокрепший писательский ум может быть попасть в ловушку «писательской моды», когда он будет стремиться писать не о том, что лежит у него на сердце, а о том, что ему будет казаться «хайповым», востребованным. Большая ошибка – изменять себе.
Как говорил Хэмингуэй, задача писателя – говорить правду. Даже если эта правда идёт в разрез с модой, трендами и тенденциями. Даже если эту правду никто не захочет слушать. Если ты уверен в чём-то и страстно в это веришь, пиши об этом.
В конце концов, люди создают тенденции, а не тенденции – людей.