В одной из предыдущих статей я уже рассмотрел танковый бой, показанный нам в начале фильма «Т-34» . Настоятельно советую вам ознакомиться с ней. Сегодня на повестке дня у нас основная часть картины, повествующая о побеге главного героя из немецкого плена и его противостоянии с тем же самым Ягером. Как и в предыдущей статье, я буду разбирать лишь техническую сторону вопроса, а именно постановку танковых боёв, практически не акцентируя внимания на сюжете. Его уже и без меня разобрали по косточкам. Что ж, приступим!
Опустим глуповатый и наивный сюжетный ход с найденными снарядами и побегом на танке из плена. Итак, новый экипаж Ивушкина уничтожает одну из Пантер и рвётся по лесу к немецкой базе. Многие «эксперты» назвали немцев идиотами, у которых, видите ли, нет целой батареи противотанковых орудий, а у каждого часового не висит за спиной «Панцерфауст». Напомним, что действие происходит в тылу, аж за 300 км от Чехословакии. На полигоне – всего 1 советский танк, против него 3 «Пантеры», вокруг минные поля. Я бы отнёс к плюсам фильма то, что нам показали противотанковое орудие, пусть и не сыгравшее в данной ситуации большой роли. Кстати, пресловутые «Панцерфаусты» получили широкое распространение лишь осенью 1944-го года, использовали их непосредственно на линии фронта и при обороне городов, но никак не на полигоне в тылу. Но к вопросу о якобы тупых немцах мы ещё вернёмся.
Итак, экипаж Ивушкина нарывается на засаду в виде 88-миллиметровой зенитки, оперативно выдвинутой на позицию. Немцы опять промазали? Поставили орудие слишком далеко? Что ж. В фильме отчётливо показано, что Ивушкин увидел блик от прицела зенитки и вовремя дал команду на манёвр. То, что 88-миллиметровый снаряд по касательной ударил в скос башни, не является чем-то экстраординарным. Известно, что во время ВОВ большая часть попаданий в танк приходилась на его середину. Пробитие погона башни для любого танка фатально: как минимум, поворотный механизм будет выведен из строя, а в случае с 88-миллиметровой зениткой 34-ка наверняка была бы уничтожена.
Учитывая дистанцию, благодаря которой пушка получает шанс на пару запасных выстрелов прежде чем Т-34 её раздавит, танк Ивушкина вполне мог увернуться. Тупые немцы опять не умеют стрелять?
Теперь настало время разобрать 2-ю основную танковую сцену – бой в городе. Начнём, пожалуй, с прибора ночного видения, который Ягер использует для обнаружения Т-34. Это палка о двух концах. С одной стороны, такой аппарат был в реальности и ставился, кстати, именно на «Пантеры». С другой стороны, он был не так уж и распространён, чтобы оказаться на танковом полигоне. Оставим его появление на совести создателей фильма.
Так или иначе, Т-34 в очередной раз уворачивается от снаряда (и тут даже мне стало это надоедать) и встречается с «Пантерой» лицом к лицу. Этот момент также вызвал много критики. Скажу пару слов об осколочно-фугасных снарядах. Они имеют 3 режима взрывателя: мгновенное действие (без колпачка), осколочно-фугасное (с колпачком) и чисто фугасное (колпачок+задержка). Именно эту выставку нам демонстрируют в фильме. Однако есть один нюанс. В боекомплект танкового 85-миллиметрового орудия С-53 входили осколочные снаряды УО-365К и 367, которые имели лишь 2 варианта применения: с колпачком и без него, задержка вручную не выставлялась, так что данная сцена является лишней.
Перейдём к самому главному – выстрел с рикошетом. И-и-и… да, под таким углом рикошет от мостовой вполне возможен. Снаряд, конечно, не пробил бы днище «Пантеры», имевшее толщину от 17-и до 30-и миллиметров, однако взрыв 660-и (или даже 740-а) граммов взрывчатки вывел бы танк из строя. Как-никак, часть боекомплекта танка находилась на полу боевого отделения.
Итак, «Пантеры» окружили танк Ивушкина. Наводчик Волчок отвлекает внимание, забросив гранату Ф-1 в люк одной из них, вполне реалистично убивая весь экипаж. Т-34 рвётся вперёд, петляя по узкому переулку. Давайте разберёмся в расположении танков в городе. Цифрой 1 я обозначил «Пантеру» Ягера, цифрой 2 «Пантеру», захваченную Волчком, цифрой 3 – оставшуюся, буквой "Х" – ворота, через которые намеревается проехать Ивушкин.
Т-34 проскакивает между «Пантерами» и на выезде оказывается слева от выведенного из строя танка. Ивушкин подбивает 5-ю «Пантеру», которая всё это время находилась в тылу. За это время 2 оставшихся танка объезжают 34-ку по другим улицам. На следующем виде сверху я обозначил танки теми же самыми цифрами, что и на предыдущем. Как видите, в плане картографии сходится всё, кроме того, что Ягер как-то оказался южнее танка номер 3, но это вполне можно списать на расположение улиц. Да и не ехать же им друг за другом.
Кстати, о сцене с уничтожением «Пантеры». Непонятно, почему немецкий танк поворачивал только башню, при этом стоя на месте. Ведь так было бы быстрее. Впрочем, снятое максимально зрелищно и реалистично выгорание боекомплекта с последующим его подрывом вполне компенсирует эту нестыковку.
Вернёмся к бою. Т-34 вновь окружён, Ягер даёт команду на уничтожение, однако в последний момент «Пантеру» подбивает чудом выживший Волчок. Как же он смог разобраться в органах управления немецкого танка? А что в этом такого? Это не современные боевые машины с компьютерами и сложными приборами. Танки тех лет были весьма похожи друг на друга: те же маховики наводки, спусковые механизмы. Думаю, опытному наводчику вполне по силам было бы разобраться в этом. К тому же, раненый Волчок не смог поднять 75-миллиметровый снаряд, что явно не делает его сверхчеловеком. А вот что делает, так это то, что он умудрился выжить при прямом попадании в его танк из орудия танка Ягера. Пушка KwK 42 являлась одной из самых убойных среди всех танков 2-й Мировой. Пробить броню «Пантеры» в любой проекции для неё не составило бы труда. Почему создатели фильма не захотели пожертвовать всего одним из героев – мне непонятно.
Ягер и Ивушкин вновь стреляют одновременно, отчего снаряды сбивают друг друга с траектории. Теоретически такое возможно, но то, что танкисты уже который раз стреляют одновременно, начинает меня напрягать. Ягер вызывает Ивушкина на дуэль. И… Я согласен, это бред. Данной сцены не должно было быть в фильме, она смотрится уж очень клишировано и глупо.
Однако, несмотря на абсурдность факта своего существования, снята она отлично. Я хочу отметить лишь 3 момента: 1-й – попадание в лоб Т-34. Как я уже отметил ранее, 75-миллиметровое орудие «Пантеры» имело крайне высокое могущество бронебойного снаряда, поэтому защита Т-34-85 вряд ли спасла бы от него. Однако здесь в дело вмешиваются траки, навешенные на лоб корпуса. Суть их не только в том, что они банально добавляют габаритную толщину стали, но и способствуют смещению снаряда с траектории, значительно увеличивая угол попадания относительно нормали. Они ведь не намертво приварены. Это спорный момент, в реальности существует очень много факторов, влияющих на бронепробитие снаряда, однако здесь создатели довольно неплохо всё объяснили, добавив реализма. В любом случае, выглядит убедительнее, чем брёвна, спасшие борт «Шермана» от 88-миллиметрового снаряда в «Ярости» .
2-й момент – это то, что от попадания гусеница почему-то рвётся где-то рядом с ведущей звёздочкой, а не у ленивца, куда попал снаряд.
3-й – таран. Не понимаю, почему Т-34-85, пусть и с разорванной гусеницей, не может с разгона буквально на полметра сдвинуть «Пантеру». 32-хтонной махине это вполне по силам.
Напоследок разберём ещё одну сцену, пусть и с танками не связанную. Это рукопожатие, которого не было. Ивушкин протягивает руку Ягеру, чтобы перетащить того на свой танк. Взять ценного заложника? Просто не дать погибнуть бесславной смертью? Что в этом такого? Как и в том, что немецкий офицер, прошедший всю войну, ведёт себя по-рыцарски и отказывается от помощи. Кто придумал, что это рукопожатие, останется загадкой.
Завершая разбор, хочу сказать пару слов о самих танках. Обе 34-ки в фильме настоящие и вполне себе аутентичные. Толпа «троек» и «двойка» в начале фильма – качественные макеты, доработанные с помощью компьютерной графики. «Пантеры» – реплики, сделанные на базе Т-54.
Неясно лишь то, как был создан танк Ягера во время боя на мосту: в данном фрагменте это не тот макет, что был в предыдущих сценах. Видна шахматная ходовая часть, мелкие детали максимально соответствуют реальному танку. Компьютерная это модель, комбинированные съёмки маленькой реплики или настоящий танк из Кубинки – информацию я найти не смог.
В любом случае, создатели поработали на славу. «Тройки» выглядят просто отлично, «Пантеры» можно отличить от настоящих лишь по ходовой части, узким гусеницам и расположению смотрового прибора механика-водителя. Да ещё в финальной сцене засветился высокий вентилятор, который в реальности был, но на другой модификации танка.
Что же можно сказать в итоге? Я не считаю этот фильм плохим. Да, сценарий буквально состоит из условностей, есть моменты, вызывающие кучу вопросов, но у вас есть, с чем сравнить? Пересматривая фильм, я поймал себя на мысли, что создатели просто не знали, что они снимают. Лента слишком глупа для военной драмы, драматична для комедии, смешна для реконструкции а-ля «28 панфиловцев» и слишком технически проработана для «Форсажа на танках». Получилось то, что получилось. Фильм не попал ни в какую нишу, зато собрал отличную кассу. А для меня он всегда будет картиной, максимально достоверно показавшей танковые бои. И я призываю всех рассмотреть его именно в этом контексте. В конце концов, фанатов бронетехники в нашей стране немало. Да, «Т-34» далёк от совершенства, ведь я отметил немало технических ошибок и неточностей. Возможно, далеко не все. Но посмотрите, сколько я также нашёл достоинств! Дьявол кроется в деталях, не так ли? Вот ещё несколько приятных мелочей, которые не были отмечены ранее.
Когда в начале фильма «тройка» стреляет по грузовику из пулемёта, мы видим искры попаданий на крыше.
У всех снарядов, показанных в слоу-мо, ведущие пояски имеют полосы от нарезов ствола.
Танковые прицелы, к слову, сетки которых нарисованы с документальной точностью, выставлены на дистанцию, а не на прямую наводку.
Василёнок испытывает трудности с переключением передач, так как на первых модификациях Т-34 коробки и в реальности работали отвратительно.
Все команды отдаются к месту и исполняются точно, в отличие от той же «Ярости», где с озвучкой был полный бардак.
После пробития борта башни входное отверстие остаётся до конца боя.
Немецкий наводчик целится в уязвимую зону – приоткрытый люк механика-водителя.
Ягер как опытный командир приказывает наводчику сохранять спокойствие, что является залогом успеха в любом бою.
Снаряды, не попавшие в цель, ломают стены домов.
Ягер приказывает стрелять в бензобак, так как немецкие танки, в отличие от советских, имели бензиновый двигатель. Странно было бы, если бы он сказал иначе.
В сцене побега из лагеря немцы ставят сирену и выкатывают на позицию орудие Pak 40.
Ивушкин дублирует голосовую команду на заряжание осколочного снаряда жестом. В реальности из-за шума в танке командиры действительно пользовались условными обозначениям, где кулак – бронебойный, растопыренная ладонь – осколочно-фугасный.
Рядом с 88-миллиметровой зениткой стоит колёсный станок для буксировки и тягач в виде полугусеничного бронетранспортёра.
Стены боевого отделения в захваченной «Пантере» измазаны кровью.
Ведущее колесо после сбития гусеницы продолжает крутиться.
Все отметины от попаданий на Т-34-85 остаются до конца фильма.
Добавьте ко всему этому то, что было озвучено ранее, и подумайте: а так ли плох фильм? Это удачная попытка показать принцип танкового боя, все эти летящие в замедленном времени снаряды очень достоверно отображают то, что во всех других фильмах про танки пренебрежительно остаётся без внимания. Аутентичная техника и её реальные и цифровые копии смотрятся очень впечатляюще и убедительно. Создатели смогли воссоздать и внутреннее убранство боевых машин, по возможности снимая в настоящих танках. Подобное внимание к деталям и серьёзный подход к делу для меня перекрывают глупый сюжет, концентрируя внимание именно на технической стороне картины. К слову, у меня вызывали недоумения высказывания о "тупых немцев". В сцене боя за деревню они действовали достаточно грамотно, однако их численное превосходство разбилось о толстую броню и мощное орудие Т-34. В финале же картины мы наблюдаем за отрядом курсантов, которые ещё даже не закончили обучение, в отличие от того же Ивушкина в 41-м году. Думаю, Ягеру было непросто командовать это "зеленью".
- В конце концов, как уже было сказано, «Т-34» попросту не с чем сравнивать. Почему бы не дать шанс этому танковому боевику, который и не должен был показать ужасы концлагерей и военную драму? Он просто не об этом. Я очень рад, что данная картина была снята. Пусть фильм и не нашёл своего критика, зато нашёл зрителя, ворвавшись в список самых кассовых российских фильмов. И с этим уже никто ничего не сделает.
Если у вас есть вопросы или адекватное мнение – пишите в комментариях. Надеюсь, это не последний подобный разбор, фильмов про танки за последнее время вышло довольно немало. До встречи!