Героями моего очередного рассказа будут Jeep Wrangler и два легких автомобиля для езды по бездорожью - российский Багги SuperSport и боевая багги Polaris RZR. О российском автомобиле в русском лесу подробно во второй части рассказа, а в первой о приключениях автора automps Татьяны Елисеевой в глубоких песках. Красную нить рассказа будет поддерживать Jeep Wrangler - большой молодец. Было интересно узнать, намного ли Джип Вранглер отстает от неудержимых некомфортных багги.
Итак, я прилетела к Вадиму в Дубай на 6 дней учиться ездить в песках. В качестве учебных снарядов были Jeep Wrangler и боевая багги Polaris RZR.
В первые дни мы выезжали в «ближнюю пустыню», которая в 70 км от города. Туда же местные вывозили вереницы паломников на джип-сафари. Мы же начинали утром и успевали свалить до нашествия важных туристов.
Вначале преодоления были достаточно простыми. Это я сейчас понимаю, что простыми. А на деле меня таааак трясло от этих «учебных» дюн. Я ездила самым «простым» путем – низинами и пологими объездами.
Потом пришло время преодоления «в лоб»: перпендикулярно гребню. Мне очень помогло, что мы могли один и тот же хребет проезжать много раз туда и обратно - накатывая моторику и чувство песка. Я называла это чувством последнего колеса, оставляя лишь немного, но достаточно газа до пересечения гребня всеми колесами и останавливая машину мордочкой вниз, чтобы осмотреться.
Потом пришло время проверки на вшивовость. Вадим называет это упражнение «Стальные яйца». В очень большой воронке громадной дюны, где наши машинки смотрятся маленькими клопиками, одолевает только одна мысль: если машина начнет кувыркаться, то до донышка докатится аккуратненький комок прессованного металла.
Получилось у меня лишь с 3й попытки. Уж очень страшно было перепрыгивать через вертикальный край и на первых двух заходах не хватило скорости. И смелости…
Но, перепрыгнули, там был очень крутой и длинный спуск. Мне по песчаным склонам ехать вниз сложнее, чем держать газ и залезать вверх.
А спуск и подъем по диагонали – вещь как раз опасная. Что мы и репетировали на этой стене весь оставшийся день.
Вадим хорошо меня понял. Увидев, что с «пассажиром» я веду себя геройски, на все сложные задания мне сажали «покатать» ребят. А меня это только подначивает и задает темп. А как приятно, когда парни вдруг начинают визжать.
По вечерам мы ужинали в местных «афганчиках» - маленьких кафе с удивительным мясом. Наплевав на свою диету, я заказывала по 2 порции, такая вкусная это была баранина!
Потом мы уехали за 400 километров вглубь Абу Даби и провели еще 4 дня в пустыне Руб Аль Хали, на дюне «Mareeb Dune» и в настоящем арабском пустынном лагере.
Мы тренировали отдельные элементы: езда по песчаной стенке, переезд через дюну по диагонали, или езда по хребтам и вершинам на ближних, «тренировочных» дюнах, где меня было видно и слышно в рацию прямо из лагеря.
Потом ехали двумя машинами на средние дюны. Потом Вадим ехал в большие горы, показывал, что ничего не изменилось в технике, я садилась за руль и ездила сама.
Так, от отдельных элементов мы перешли к стратегии построения маршрута по дюнам. И опять - это самостоятельная езда, сначала робкая, потом повтор уже смелее, но сквозная задача – не ездить по собственным следам, всегда вносит разнообразие и заставляет мозги работать и, конечно, совершать ошибки.
На следующий день – коридор «курса» сужался. В одной из тренировок – коридор был +/- 10 метров, фактически – это по прямой! Вон там вершина горы. Видишь? Вот ориентир! Газуй в том направлении, с минимальной амплитудой колебания.
У меня появилась уверенность, что я могу проехать. Пусть не самым легким, правильным или коротким путем, но проеду; немного медленнее, потому что много времени уходит на планирование, но проеду.
Мне понадобились все 6 дней тренировок, чтобы понять: пустыня, не карта, но и не боги ездят по пустыне. Ловушки могут быть везде. В них попадают даже местные арабы, которые здесь живут десятилетиями.
И ничего страшного в этом нет, надо их увидеть, выехать и ехать дальше. В пустыне много логики, много примет, но 100% гарантий нет.
И пока не поднимешься на гребень вдоль или поперек со 100% уверенностью никто не скажет, что там за песчаным перевалом.
О, езда с местными арабами на их супер-машинах в 700 сил – это чистый экстаз. Это машины, которые участвуют в LIWA FEST.
Представляете, трасса расположена не на горизонтальной плоскости, а вертикально (на стене с уклоном в 55о) по ней надо подняться, объехать препятствие, развернуться, спуститься, объехать и подняться. Самая настоящая трасса, где повороты расположены на крутой стене.
Эти песчаные монстры-машины построены, чтобы ездить в стиле «кобра»: на задних колесах. На разгоне, на любой передаче, машина встает на два задних колеса и гонит вверх.
Вначале мне было страшно и я закрывала глаза, все время казалось мы сейчас назад опрокинемся. Все о чем я думала – главное не визжать. В машину к ним я садилась попрощавшись с жизнью. Потом бояться надоело и начала анализировать: сколько газа, в каком положении руль, как тормозит, как газует… Меня отпустило, стало интересно.
Арабы меня катали и на этих монстрах, и на баггах и на квадрациклах, обучая и рассказывая о том, как надо ехать и что делать в такой-то ситуации. Езда отличается, у каждого средства есть и преимущества, и свои ограничения. Но всем арабам безумно нравится возить девушек по пескам и козырять своей ездой по пустыне.
А еще мы катались с песчаной горки на санках, пили верблюжье молоко, ели финики восьми сортов, ночевали под навесом в огромных теплых спальниках, или в расписанном моторхоуме длинной 28 метров, да и просто жили с хозяевами лагеря одной большой семьей.
На обед курица с рисом, которую едят руками, полдник – жареная сладкая лапша с яйцом, а вечером вкуснейшее мясо, которое жарил на углях Вадим. Ну а нескончаемое количество свежайших фруктов, которые не переводились в лагере, я даже и писать не буду.
Привыкание и принятие пустыни происходит постепенно. Теперь я ее не боюсь, а моя самая большая любовь – ездить по гребням. Ну и пусть не видно, куда извивается, а иногда в бок осыпается гребень – главное ощущение, что едешь по крыше мира и видно все так далеко-далеко!
Татьяну Елисееву вы можете увидеть как ведущую на канале AutompsTV. А мы переходим ко второй части нашего отчета - здесь уже подробнее о возможностях Jeep Wrangler - Багги SuperSport
Jeep Wrangler - Багги SuperSport: Классика жанра, джип с историей, коренной американец - отстоит ли он гордое звание вседорожник? На что способен российский самодельный внедорожник со сложной родословной? Обо всем этом в нашем тесте.
Видео-тест Jeep Wrangler - Багги SuperSport — смотрите ниже
Jeep Wrangler - Багги SuperSport можно ли сравнивать?
В нашем понимании внедорожник – это полноприводный, рамный автомобиль, с мостами и блокировкой, а лучше с тремя (речь идет о колесной формуле 4х4) и понижайкой – представили? В сознании рисуется спортивный КАМАЗ в очередной раз, порвавший Дакар.
Если внимательно присмотреться, то окажется, что значительная часть спортивных внедорожников построена на основе пространственной рамы с независимой подвеской – главное, чтобы правила позволяли такие решения. В чем же преимущество такой конструкции? Все просто: трубчатая, пространственная рама легче, но при этом держит нагрузки лучше, прощая сильные удары и даже перевороты. А независимая, с огромными ходами, подвеска способна дольше сохранять сцепление с дорогой на самых сложных рельефных участках.
F-моторспорт – Российская компания, занимающаяся постройкой багги под запросы конкретного клиента. Заказать можно многое: от почти юношеских машинок на основе двигателя от мотоблока или на основе силового агрегата, например, АвтоВАЗа до серьезных багги с японскими красноголовыми моторами. На таких хоть Дакар покоряй.
В нашем распоряжении вершина творческой и конструкторской мысли F-моторспорт - багги с 2-х литровым, красноголовым Honda. Именно эти моторы стоят на Civic TypeR. Отмечу: наш багги легальный - «на номерах» и со светотехникой, что позволяет ему ездить не только в лесу, но и по дорогам общего пользования. Есть правда одна мелочь: права для этого нужны «тракториста-машиниста», сегодня не проблема. Кататься по городу на багги мы не стали. Тестовым полигоном стали лес и поле, размокшие после дождей.
Говорить о салоне и багажнике баги бессмысленно - их просто нет. Про Вранглер расскажем подробнее: по сути аскетичный, однако вполне гражданский, позволяющий использовать себя в повседневной жизни. Под капотом 2-х литровый мотор, мощностью 272 силы (не самое хорошее налоговое решение), конечно, автомат, раздатка нового поколения, которая позволяет выбирать между задним приводом, полным с автоматическим подключением передка и постоянным полным с жесткой блокировкой. Есть и понижайка.
Наш Wrangler Sahara на шоссейной резине, в отличии от топового Rubikon, не имеет блокировок обоих мостов, размыкаемого стабилизатора и понижайки 4:1. Надеемся, что этого арсенала хватит для достойного противостояния багги.
Превратить Вранглер в Виллис можно за пару минут – крыша съемная. Припарковавшись, исполняем это, теперь визуально соперники чуть больше похожи.
Уже на скорости 60 км/ч ветер полностью наполняет салон, и ощущения от езды приобретают доселе недоступные краски. При наличии гаража или подземной парковки, вдвоем минут за 5 можно полностью снять всю оставшуюся часть крыши и задние стекла. Еще минут 10, и Wrangler расстанется со всеми четырьмя дверями. Но тут надо быть внимательным: обратная сборка займет немного больше времени. Но сам факт того, что вдвоем с другом вы можете обычный внедорожник превратить в пляжный багги, по-настоящему бесценен.
Багги СуперСпорт – совершенно другая вселенная. Нет стекол, печки, шумоизоляции и даже магнитолы. В салоне всего два места и никакого багажника. Зато на 220 л.с. роскошного хондовского атмосферника, который крутится до 8500 об/ми, приходится всего тонна веса, в который входит пара пятиточечных ремней безопасности и мощнейший каркас. От грязи не спасет, зато более серьезные преграды ему не страшны.
Езда по большому кругу
Начинаем нашу дуэль с заездов по накатанному проселку, на котором мы выстроили закольцованную трассу. На улице более или менее сухо, профиль дороги скрыт травой. Так что, кроме динамических возможностей мотора, заодно оценим и работу подвески, ведь именно с нее начинается хороший внедорожник.
Jeep Wrangler - максималка ограничена электроникой на отметке 160 км/ч из-за весьма архаичных подвесок. Пока дорога гладкая – все отлично, но стоит появиться кочкам, ухабам или хотя бы дорожным стыкам, Jeep здорово приплясывает. Но ускорение с места до 160 км/ч – это песня. Смехотворного по американским меркам мотора практически не слышно, словно разгоняешься на электричке, автомат быстро перебирает передачи, и буквально за 12 – 15 секунд машина с аэродинамикой кирпича упирается в ограничитель.
Динамика, и правда, у Jeep-Wrangler завораживающая. Подвеска здорово сглаживает все неровности, но из-за реактивных тяг спереди и сзади, кузов приплясывает вправо-влево при вертикальных ходах подвески. Водитель чувствует себя неуютно и вынужден постоянно подруливать. Зато пассажиры практически парят над дорогой. Но всему есть предел, и для достаточно тяжелого автомобиля, несущегося по полю 100 км/ч, он весьма близок.
В траве попалась заросшая диагональная колея, подвески не хватило, и мы отправились в полет. Приземлился Wrangler достаточно мягко, но несколько долей секунды мы провели в воздухе, что вряд ли можно назвать комфортным путешествием.
Подробности смотрите в нашем видео тесте.
Пересаживаться в Багги надо очень аккуратно. Желательно надеть спортивный костюм, ну, или, на крайний случай, одежду, которую не жалко. Шлем также крайне желателен. Ветровое стекло закрывает лишь нижнюю половину проема.
Кроме защиты от пыли и мелких камней из под передних колес, шлем отчасти защищает водителя или пассажира от шумов, которые в багги присутствуют повсюду. Отлично слышен двигатель, немного подвывает измененная главная пара в коробке. Межосевые редукторы, взятые от BMW X5, жестко закреплены на раме, что также не добавляет тишины.
Для того, чтобы сделать полноприводный автомобиль максимально простым и надежным, компания F-моторспорт развернула переднеприводный силовой агрегат вдоль автомобиля. Таким образом, момент пошел на переднюю и заднюю ось, а так как машина рассчитана в основном на бездорожье, бывший межколесный, а ныне центральный дифференциал, заварили. Получилось, что вместо одного понижающего редуктора у багги их стало два: в блоке с коробкой передач и на осях.
Чтобы компенсировать возможную нехватку рабочего диапазона, была изготовлена новая главная пара, кроме того, свою лепту внесли очень резвый хондовский мотор и 6-ступенчатая коробка. Таким образом, максимальная скорость Багги Суперспорт составила немногим более 170 км/ч, чтобы было подтверждено во время замеров на льду озера Байкал.
В нашем споре динамика тоже важна, поэтому трогались с первой передачи, и каждый раз крутили мотор до отсечки. Хотя, в повседневной жизни вполне можно трогаться и со второй.
Сказались низкая масса и очень злой протектор покрышек. Если Wrangler буксовал при старте, то багги просто улетел вперед. Но самое большое удивление ждало, когда мы на той же скорости, что и на Джипе, форсировали поперечную колею. Её словно не стало. Подвеска настолько плавно проглатывает все неровности и обладает такими ходами, что как мы ни старались, но прыгнуть так и не смогли, хотя время на круге показали заметно меньшее.
Зубастые покрышки с такой силой цепляются за грунт, что пару раз в повороте мы становились на два колеса. Ну и радиус поворота из-за жесткой блокировки центра получился великоватым. Размещенные сзади двигатель и 100-литровый бак лишили переднюю ось достаточной загрузки, так что поворачивать на багги надо аккуратно.
Но, как бы не жаловались пассажиры на грязь в салоне и ветер в лицо, счет на табло говорит: Багги Суперспорт заметно быстрее, а главное, веселее для любящего экстрим водителя.
Jeep Wrangler - Багги SuperSport: тест на бездорожье
Wrangler, хоть и легенда среди внедорожников, но клиренс, ограниченный балками мостов, не отменить. В глубокой колее он цепляет грунт, а при попытке ее диагонального преодоления сказывается отсутствие межколесных блокировок и почти шоссейная резина. Эх, надо было брать короткий Рубикон, хотя и у него клиренс явно не дотягивает до 30 см у багги.
Легкий вес, зубастая резина и большие ходы подвесок предопределили результат. Диагональное вывешивание практически недостижимо, и там, где Wrangler едва едет, багги способна пролететь, либо проползти. Все зависит от желания водителя. Первый раз глубокую лужу весело пройти ходом. Но после того, как тебя накрыла волна и ты сидишь в мокром кресле в мокром комбинезоне, пыл быстро затихает, хотя Багги СуперСпорт только начинает показывать чудеса, и до предела его возможностей ой как далеко.
Jeep Wrangler увезет вас практически на край света, но все-таки оставит шанс переночевать в тепле и на утро дойти за трактором.
Багги SuperSport заедет туда, откуда эвакуироваться можно разве что вертолетом.
На бездорожье дали ничью, Багги, конечно, проедет дальше, но кому охота застудить самое дорогое.
Общий счет поединка Jeep Wrangler - Багги SuperSport, формально в пользу Багги. Но вы конечно же понимаете, что мы просто повеселились, и оба автомобиля отлично поддержали эту игру. Оба молодцы!
Повторяем ссылку на видео, не пропустите, если еще не смотрели.
Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями в социальных сетях!
Технические характеристики смотрите в конце статьи на сайте AutoMPS