Найти тему
Lomonosov Research

Discussion #03: Поделись образованием

Распространяется ли шеринг-экономика на нашу учебу?

Специальный декабрьский выпуск журнала РБК, посвященный «Экономике шеринга», заставил задуматься нас о такой вещи, как «Можно ли поделиться образованием?»

Само понятие шеринг-экономики стало мелькать на страницах экономических изданий совсем недавно, буквально последние три года. Оно подразумевает под собой такую форму пользования имущества, как временное владение тем благом, которое тебе не принадлежит. Практически любой желающий сегодня может стать владельцем брендового костюма, последней модели IPhone, а также дорогого автомобиля. На день, на два, на месяц – в зависимости от того, каков бюджет. С каждым годом появляется всё больше компаний, предоставляющих свои товары во временное пользование. Вот примеры лишь некоторых категорий шеринга:

1. Автомобили

2. Товары для активного отдыха и туризма

3. Смартфоны

4. Бытовая техника и электроника

5. Реквизит для мероприятий и вечеринок

6. Рубашки

7. Брендовые платья, костюмы

8. Еда с истекшим сроком реализации

9. Велосипеды, самокаты

10. Детские товары

Есть также сервисы наподобие "BlaBlaCar", когда два пользователя делят пространство в одном автомобиле (если им по пути). Что же еще готовы делить люди? К примеру, получится ли тот же «фокус» с образованием?

Видимо, задавшись тем же самым вопросом, Майкл Карньянапрокорн стал создателем Skillshare – интернет-сообщества, член которого может получить доступ к сотням лекций по разным тематикам (от дизайна до финансов), выложить собственный курс лекций по какой-либо теме, и это всего за 10$ в месяц (которые составляют членский взнос). Кстати, на платформе возможна и групповая регистрация (Team Plans).

Но что, если пойти дальше? Мы предлагаем следующие вопросы для дискуссии:

(1) Я оплатил курс в онлайн-школе Coursera. Успешно зафиксировав все материалы курса (сохранив тесты, записав конспекты), я передаю их во временное пользование своему коллеге. Он, естественно, диплом не получает, но приобретает определенные знания, а также возможность их использовать. Вопрос: если я передам материалы, зафиксированные мною лично (т.е. переработанные и отличающиеся от изначально предоставленных мне онлайн-школой) и возьму за это символическую плату со своего коллеги – будет ли это считаться шерингом образования?

(2) Согласны ли вы с тем, что шеринг образования скорее имеет место быть в ситуации, если один человек приобретает абонемент в школе иностранных языков, а дает своему другу возможность один месяц посещать занятия вместо себя? Ясно, что на данный момент такая практика не приветствуется, но если экономика шеринга действительно так стремительно набирает обороты, в ближайшем будущем это может оказаться возможным.

(3) Возможен ли шеринг в традиционном образовании, если мы говорим об университетах? Окажется ли это для них убыточным предприятием, или наоборот, станет «вторым дыханием»?

Ждём ваши предположения в комментариях или по адресу lomonosovresearch@yandex.ru.