Зарубежные исследователи хамамов ХХ вв. установили, что они получили распространение с переходом населения к Исламу, на основе опыта строительства древнеримских терм. Бани наряду с мечетями и медресе становятся знаковыми сооружениями в странах мусульманского Востока.
В исламском мире хамам всегда занимал особое место в жизни каждого мусульманина. Хамам для мусульманина, не просто баня или не просто омовение, это своеобразная философия жизни. Баня служила и для исцеления от различных болезней, и для приятных встреч с друзьями, для приятных расслабленных разговоров. И, конечно же, обязательное ритуальное омовение, которое является одним из главных условий в Исламе. По заповеди Мухаммеда чистота является половиной веры. В банях, были запрещены такие развлечения, как театр, но всегда приветствовался массаж, гигиенические процедуры, спокойные беседы и настольные игры в шахматы, нарды. Древние исламские врачеватели говорили: «Если уж тебе хамам не помог, то уже ничего не поможет». Такую силу влияния на организм человека приписывали хамаму. Чем больше было население мусульманского города, тем больше было в них хамамов. Багдад IХ-Х века- насчитывалось 60 тысяч бань (хамамов).
Банями пользовались и мужчины и женщины, но в разные дни. В женские дни в банях обслуживающим персоналом были женщины, в мужские дни, мужчины. В женские дни вход в баню завешивался ковром, что указывало на то, что мужчинам вход запрещен. Бани одновременно с мужским и женским залами и раздельными входами строили редко. Одной из таких бань была баня Хасеки Хюррем в Стамбуле, которую построил в 1556 году знаменитый османский зодчий Синап.
Бани упоминаются еще с античных времен, а арабские бани, появились еще в VIII веке. Хамам, в переводе с арабского языка, переводится, как нагревать, быть горячим, купать. В хамамах всегда была канализация с проточной водой и горячая вода.
Все бани отличались друг от друга по своей архитектуре, единого стиля не было, так как их строили разные зодчие Палестины, Египта, Сирии, Малой Азии, Ирана. Вкусы традиции и культура перемешалась и каждый хамам, приобретал, ту индивидуальность и красоту, которой восхищались люди.
Самый ранний хамам, известный как, Кусайр Амра (Маленький замок Амра), находится в Иордании. Эта баня была частью дворцового ансамбля резиденции Омейядов, построенной в 710-х годах, во время правления халифа аль-Валида. Баня с толстыми массивными стенами, она построена из местного строительного материала, красного известняка. Так как баня входила в дворцовый ансамбль, в ней имеется зал для приема и зал для отдыха гостей. Ниже уровня дворцового зала, который перекрывался тремя продольными цилиндрическими сводами, находились комнаты бани с разной температурой. Обогрев бань был снизу через двойной пол, внутри которого циркулировал горячий воздух.
Перегрев пола не допускался, его охлаждали через систему труб. Печь находилась снаружи, а горячая вода поступала по системе трубопровода. Она поступала в высокий бак на водоразборном колесе, которое вращал верблюд, и по системе желобов вода, разливалась по купальням и в бассейн, который находился по - середине зала.
Регуляция подачи горячей и холодной воды осуществлялась неизвестным устройством. Использованная вода отводилась в систему канализации.
Стены в банях были мраморные, полы выложены мозаикой, как в самом зале, так и в купальнях. Окна закрыты витражными решетками. Потолок покрывался росписями. Мусульманские врачи говорили о благотворном влиянии живописи на духовные силы верующего. Ибн Сина считал, что баня с умеренной температурой, ярким освещением и красиво расписанными стенами благотворно влияет на внутреннее состояние человека. В последствие картины из жизни людей, были заменены орнаментом, переплетающимся замысловатыми узорами. Обычно в дворцовых ансамблях бани занимали нижние залы, которые находились непосредственно под дворцом.
Несмотря на то, что все бани были разными, они все строго были подчинены тому, чтобы мусульманин, мог очиститься, расслабиться телом и подготовиться к душевному очищению.
В каждой бане был зал, где люди раздевались. Здесь они надевали набедренную повязку, обертывались полотенцем, надевали специальную деревянную обувь, чтобы не обжечь ноги о горячий пол парилки. Раздевалка обычно оснащена шкафчиками для одежды и обуви, скамьями вдоль стен.
Раздевшись, человек проходил в холодную комнату с более низкой температурой, в которой обычно находился водоем, а затем, он заходил в среднюю или теплую комнату, здесь он мог принимать индивидуальные косметологические процедуры, а затем он переходил в горячую комнату или парилку. В парилку через отверстия в стене проникал пар от бака, в котором кипятилась вода. Бак примыкал к стене бане, дополнительно нагревая ее. Зал обеспечивался горячей и холодной водой по системе трубопровода, который состоял из глиняных звеньев, которые были вложены одно в другое. Такие трубы сохранились с XI века до сих пор, в Испании в старом арабском квартале, испанской Гранады. После парилки, человек переходил в теплую комнату для гигиенических процедур и массажа, здесь же стригли волосы и ногти, а затем переходил в комнату для отдыха, где велись беседы, и можно было выпить кофе.
Бани Альгамбры, прекрасно сохранились, как и весь дворец-крепость, построенный в XIV веке. Сами бани располагались в нижних залах, в верхнем зале был зал для раздевания и туалет. По узкой лестнице можно спуститься в нижний зал, в котором находятся ложи для отдыха и беседы. Сводчатые потолки поддерживаются тонкими колоннами, высокий купол-фонарь. Пол в помещении и в круглом бассейне выслан мозаикой. Посередине бассейна находится фонтан. Весь зал покрыт росписью из мозаики до самого потолка.
Наверху имеется ложа для музыкантов. Холодная комната имеет световые отверстия в сводчатом потолке. Эти отверстия в потолке нужны были для регулировки пара, служитель как жалюзи открывал и закрывал их. Когда- то здесь свисали люстры со стеклянными абажурами. В горячей комнате находятся каменные ванны, которые по желанию гостей наполнялись горячей, холодной или теплой водой. В этой бане тоже была система трубопровода, отапливалась она паром, как и все другие бани.
Хамам Хюррем построен в классическом стиле османской архитектуры и потолками-полусферами, колоннами и залами переходящими один в другой.
Баня Хюррем Султан работала до 1910 г. 450 лет люди пользовались этой баней. Затем ее закрыли, и помещение использовали в качестве тюрьмы, склада, коврового базара. Здание было частично разрушено.
До 1986г. турецким правительством предпринималось несколько попыток восстановить Хамам, и только в 2008 году начались полноценные реставрационные работы по восстановлению бани. Завершены они только 2011 году, было затрачено на восстановление 17 миллионов турецких лир. 13 тыс. кв. метров бани покрыты белым мрамором. Вода проходит фильтрацию и очистку от примесей. Общая длина банного комплекса 75 метров. Все помещения отделаны мрамором и мозаикой. Комнаты для отдыха и раздевания отделаны кедром, в помещениях стоит насыщенный кедровый запах. Золотые краны, позолоченные чаши для обливания, создают присутствия в царственных покоях.
Менялись правители, менялась архитектура, а интерес к арабским баням не исчез. Возрождается опыт, и появляются новые величественные бани.
Источники: в статье использованы фото из свободного доступа интернета
https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-bani-hammam-v-srednevekovyh-gorodah-volgo-kamya-formirovanie-traditsii-i-osobennosti-arhitektury
http://islam.ru/content/kultura/31112-архитектура средневековых бань.
https://tut-stambul.ru/hammam-hurrem-sultan