Найти тему
Elen-glish

Какие экзамены по английскому самые достоверные

Оглавление

Все экзамены по английскому и другим языкам можно разделить на две категории: обязательные и необязательные (чаще всего платные). Давайте поговорим о том, какие же экзамены достовернее и точнее показывают реальные знания .

Для начала скажу, что преподавала я в частной языковой школе, так что по работе хорошо знакома именно с "буржуйским" форматом экзаменов. Он, кстати, по структуре совпадаем с языковыми экзаменами и для большинства европейских языков.

Но давайте не будем тянуть резину и оставлять главный смысл на десерт. Сразу скажу, что как полиглот и бывший преподаватель английского языка я вообще не верю в достоверность языковых экзаменов. Независимо от формата. Да, есть форматы, которые вообще ничего не показывают (об этом чуть позже), но даже IELTS и CAE не полностью показывают способность человека пользоваться английским по назначению (свободно общаться, обмениваться информацией в реальной жизни).

А теперь поясню, откуда у меня такой скепсис по отношению к языковым экзаменам:

Давайте начнём с того, что знакомо каждому из нас - с экзамена по английскому в школе (не ЕГЭ или ОГЭ).

Оценка на таком экзамене может вообще ничего не значить. Способность выполнять письменные лексические и грамматические упражнения - это не обязательно языковой навык, это может быть банальная муштра, натренерованность на определённый формат упражнений с определёнными словами. Это не значит, что ученик сможет в жизни общаться с использованием этой же лексики и грамматики. С говорением (устной речью) всё ещё печальнее. Оценка может быть элементарно субъективной. Ученик может просто нравиться или не нравиться учителю (да-да, это неправильно, это непрофессионально, учителя должны быть всегда объективны... но мы же сейчас говорим не о том, как должно быть, а о том, как бывает).

Едем дальше. Следующая остановка - IELTS и CAE (и прочие экзамены похожего формата).

На первый взгляд здесь всё максимально продумано, разделены разные аспекты языка, всё оценивается отдельно. Кажется, что здесь всё должно быть объективнее... Кажется. Ну не может быть оценка по говорению (устной речи) объективной. Как бы все учителя не старались быть непредвзятыми и объективными, не может человек быть 100% объективным. Конечно же, к объективности стремиться нужно... но... ученикам не стоит рассчитывать на машинную бездушность учителей при оценивании разговорных навыков.

ЕГЭ и ОГЭ - это просто пародия на "буржуйский" формат экзаменов, поэтому присоседим их к предыдущему формату.

Итак, почему же я не доверяю результатам даже таких, на первый взгляд, продуманных экзаменов.

Да потому что, любой экзамен - это стресс, а в стрессовой ситуации ВСЕ люди ведут себя не как обычно. Кто-то не может сосредоточиться от волнения и показывает результаты хуже, делает больше ошибок в письменных заданиях и забывает слова или просто начинает оговариваться от волнения во время устной части экзамена. Кто-то наоборот мобилизируется, в письменной части часть правильных ответов просто угадывает, ту часть, где нужно самому что-то писать, такой человек "провалит", но в остальном всё может быть очень даже неплохо. На устной части экзамена такие ученики как правило показывают очень хорошие результаты и удивляют своих постоянных учителей.

Я не раз была экзаменатором на устной части таких экзаменов. Как правило, экзамен проводит "чужой" учитель, а "свой" просто сидит в уголочке и... и округляет глаза. Глаза учитель округляет в любом случае (я и сама так делала, когда мои группы сдавали speaking). Глаза округляются или от того, что ученик который год показывал посредственный результат, на экзамене вдруг "заблистал аки звезда", или от того, что ученик с отличным английским и замечательными коммуникативными навыками начинает теряться. Так же, как и на занятиях, не ведёт себя никто.

Так что, оценка на языковом экзамене - это всегда оценка стрессоустойчивости ученика, но далеко не всегда это оценка языкового навыка.