Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Их называли «летающими смертниками» (военно-судебный архив)

История хранит немало случаев, когда летчики, воевавшие на Ил-2, достойные Золотых Звезд, их не получили.

У летчика-штурмовика вероятность погибнуть была высокой. В начальный период войны Ил-2 в среднем делал не более 13-15 вылетов, после чего безвозвратно терялся. Поэтому летчиков представляли к геройскому званию за 30 успешных боевых вылетов (ночью – 20) или 8 лично сбитых самолетов, а с сентября 1943 года – за 80 вылетов или за 10 лично сбитых самолетов.

Между тем, многие летчики, с лихвой перекрывшие указанные нормативы, по разным причинам Золотые Звезды не получили или были их удостоены значительно позже Победы. Среди этих причин – наличие судимости, совершение каких-то иных противоправных действий, неприязненные отношения с командирами, злоупотребление спиртным. Но чаще всего – пребывание в плену.

Летчик-инструктор капитан Иван Васильевич Битюков на фронт попал только в декабре 1942 года. А уже через 3,5 месяца, в наградном листе к ордену «Красное знамя» от 30 марта отмечалось, что он лично совершил 14 боевых вылетов, уничтожив 2 самолета «Хе-111», 10 танков, 25 автомашин, 3 зенитных орудия… А еще во время налета группой из шести Ил-2 на вражеский аэродром – «смело атаковал вражеские самолеты на аэродроме бомбами и РС, а пулеметно-пушечным огнем – идущие на посадку бомбардировщики», уничтожив «6 самолетов на земле и 4 «Хе-111» в воздухе»[1]. В справочниках можно почерпнуть сведения, что всего И.В. Битюков в штурмовых атаках и боях уничтожил 6 немецких самолетов, 22 танка, 150 грузовиков, 35 орудий, сбил 13 самолетов[2]. И все это – за полгода войны. Но заслуженной награды он не получил...

И.В. Битюков
И.В. Битюков

Однополчане считали его «заговоренным». Однако в сентябре 1943 года комэск 618-го штурмового авиаполка Битюков попал в плен. Выполняя на Ил-2 боевое задание по штурмовке баржи противника в Керченском проливе, он в ходе боя таранил фашистский самолёт связи, а потом вместе со стрелком выпрыгнул из поврежденного «Ила».

В плену Битюков прошел все круги ада, о чем подробно написал С.С. Смирнов[3] – несколько лагерей и несколько побегов, в том числе из Маутхаузена.

Старший лейтенант Анна Александровна Тимофеева (Егорова), одна из немногих летчиц, летавших на Ил-2, в своих мемуарах посвятила целую главу своему наставнику летчику-асу Т.К. Покровскому. Он попал в их 805-й штурмовой авиаполк после осуждения трибуналом на антисоветскую пропаганду, выразившуюся в том, что «обозвал особиста бездельником, вынюхивающем среди летчиков легкую «наживу»[4].

Покровского, приговоренного вначале трибуналом к смерти, сделали «смертником», посадив на Ил-2. Среди немцев бытовало мнение, что все русские штурмовики являются приговоренными трибуналами смертниками. В случае с Т.К. Покровским столь печальная статистика оказалась точной. В одном из вылетов над Азовом его Ил-2 был подбит огнем береговой артиллерии и упал в море. Произошла трагедия на глазах у А.А. Егоровой-Тимофеевой, рассказавшей об этом на страницах своей книги. Ей и самой довелось побывать после возвращения из плена в камере отдела контрразведки «Смерш». И тоже быть необоснованно обвиненной. При выполнении боевого задания горящий штурмовик Анны Егоровой упал неподалеку от Варшавы. Поскольку летчики видели взрыв, ей на родину отправили похоронку. Было подготовлено представление о награждении легендарной летчицы званием Героя. Но Егорова чудом спаслась, выбросившись с парашютом у самой земли, и оказалась в Кюстринском концлагере. А после освобождения – в камере отдела контрразведки "Смерш» 32-го стрелкового корпуса. По этой причине звания Героя Советского Союза А.А. Егорова-Тимофеева была удостоена только через двадцать лет после Победы.

А.А. Тимофеева (Егорова)
А.А. Тимофеева (Егорова)

В случаях с летчиками-штурмовиками Сергеем Ивановичем Вандышевым, Сергеем Алексеевичем Сомовым и Виктором Яковлевичем Глухаревым ждать награждения пришлось еще дольше.

Гвардии майора С.И. Вандышева сбивали шесть раз, но каждый раз он добирался до своих. За фронтовые подвиги дважды представлялся к званию Героя Советского Союза. Однако Указ о присвоении ему звания «Герой Российской Федерации» состоялся лишь спустя полвека – 6 мая 1994 года. Причина задержки стала понятной, после того как в 90-е годы мне удалось ознакомиться с материалами архивного дела С.И. Вандышева.

После последнего побега из плена, совершенного 22 апреля 1945 года, он вернулся в свою часть, вновь командовал эскадрильей в 93-м гвардейском штурмовом авиаполку. И даже успел поучаствовать в боях за Берлин, совершив пять боевых вылетов. Всего же за годы войны С.И. Вандышев выполнил 158 боевых вылетов, участвовал в 52 воздушных боях, уничтожил 23 танка, 59 орудий, 8 воинских складов. Сбил лично 3 и в группе 2 самолёта.

После войны С.И. Вандышев продолжил службу заместителем командира полка 51-й гвардейской авиационной дивизии. А в июле 1948 года был внезапно уволен в запас и арестован органами МГБ.

Судебная эпопея затянулась. Обозначилось противостояние между чекистами и военными юристами. Вандышев был обвинен в измене родине по статье 58-1 п. «б» УК РСФСР. Но судьи военного трибунала Горьковского гарнизона с таким обвинением не согласились и направили дело на доследование. Тогда руководство МГБ СССР направило в Военную коллегию Верховного суда СССР письмо с требованием осудить «изменника», поскольку Вандышев «на допросе в разведывательном отделе «1-Ц» штаба германского воздушного флота выдал ряд секретных сведений об авиационных частях Советской Армии… и боевых качествах самолета Ил-2»[5].

19 марта 1949 года Военная коллегия направила дело на новое рассмотрение в военный трибунал Московского военного округа. Однако окружной суд снова пришел к выводу, что это дело должным образом не расследовано. В судебном заседании было установлено, что Вандышев сообщал немцам вымышленные фамилии и «не соответствующие действительности сведения о частях нашей армии»[6].

В ноябре того же года Военная коллегия вновь отменила решение о направлении дела на доследование, после чего Вандышев был, наконец, осужден. Согласно «сов. секретному» приговору военного трибунала Горьковского гарнизона от 24 декабря 1949 года С.И. Вандышев за измену родине был заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 15 лет, с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией имущества и лишением воинского звания «майор запаса».

С.И. Вандышев
С.И. Вандышев

Он не смирился с неправосудным приговором и, находясь в заключении, неоднократно писал жалобы в различные инстанции. Одна из них в 1953 году попала на стол к председателю Верховного Суда СССР А.А. Волину, который подписал протест об отмене необоснованного приговора, и 3 декабря 1954 года Пленум Верховного Суда СССР вынес постановление о прекращении дела Вандышева «за недоказанностью обвинения»[7].

Младший лейтенант С.А. Сомов попал на фронт только в октябре 1944 года. Но за полгода успел проявить в небе Восточной Пруссии свои лучшие бойцовские качества. К концу марта 1945 года он имел уже 80 боевых вылетов и два боевых ордена. А после боя 14 апреля, когда шестерка Ил-2 под командованием Сомова уничтожила фашистский бронепоезд, курсировавший по железнодорожной ветке Пиллау – Кенигсберг, его представили к званию Героя Советского Союза. Но представление так и не было реализовано, хотя к концу войны старший лейтенант А.С. Сомов совершил уже 118 боевых вылетов. В послевоенные годы он продолжил военную службу в военно-транспортной авиации, был награжден еще тремя орденами Красной Звезды. А звания Героя России за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, его удостоили только 27 марта 1996 года.

С.А. Сомов
С.А. Сомов

Виктор Яковлевич Глухарев воевал штурмовиком в морской авиации. Он тоже был старшим лейтенантом и тоже был представлен к звезде Героя в апреле 1945 года. Между тем, звания Героя России его удостоили только посмертно. Произошло это событие 10 апреля 1995 года, то есть ровно через полвека после первого представления и через 17 лет после трагической гибели.

Виктор Глухарев считался мастером бомбоштурмовых ударов. За два военных года он произвел только на штурмовике Ил-2 около 150 боевых вылетов, отправил на дно транспорт водоизмещением 4000 тонн, а всего уничтожил 20 кораблей различного класса. Но своей Золотой Звезды так и не дождался[8]. Начальник главного политического управления ВМФ генерал И. Рогов «зарубил» представление, поскольку за Глухаревым числились серьезные грешки...

Вот выдержка из одного политдонесения, датированного 3 мая 1945 года и характеризующего политико-моральное состояние в 11-й штурмовой дивизии за апрель 1945 года, то есть как раз за то время, когда Глухарев был представлен к званию Героя Советского Союза: «Зам. командира АЭ 47 ШАП ст. лейте­нант Глухарев, член ВКП(б), во время штурмовки огневых батарей про­тивника допустил воздушное хулиганство, которое чуть не стоило ему самому и его ведомым жизни, он вывел самолет из пикирования настолько низко, что стал брить верхушки деревьев. При посадке на свой аэродром в радиаторе оказались ветки от деревьев. За этот проступок Глухарев получил от командира дивизии 7 суток ареста»[9].

Это был уже не первый случай допущенного асом воздушного хулиганства. И не первое представление к званию Героя. Лишь в 1995 году справедливость была восстановлена.

В.Я. Глухарев
В.Я. Глухарев

[1] Сайт «Подвиг народа», № записи 21388122.

[2]Т. Полак, К. Шоурз «Асы Сталина. Статистика побед и поражений. 1918-1953». М, Эксмо, 2006, С. 126.

[3]Смирнов С. С. Герои блока смерти. М.: Госполитиздат, 1963, С. 12.

[4] Егорова-Тимофеева А.А. «Я Береза, как слышите меня». М. МБОФ «Победа», 1999.

[5] Надзорное производство военной коллегии №1н-00506/п/49 по делу Вандышева С.И., С. 1-2

[6] Там же, С. 8

[7] Там же, С. 61

[8]В 1978 году В.Я. Глухарев погиб в автопроисшествии.

[9] Опубликовано в информационном листке «Чкаловский вестник», №6, февраль 2006.