В силу камней и выгравированных надписей верили всегда.
Так, говорят, о тайном браслете Александра Пушкина и двух перстнях, которые он называл талисманами, еще при жизни поэта ходили легенды. После его смерти же они обрели практически мистический смысл.
Самый известный пушкинский талисман – перстень, который ему подарила Е.К. Воронцова в Одессе перед его отъездом в ссылку в Михайловское. Перстень был витой формы с крупным сердоликом-интальо и вырезанной на нем надписью. Поэт очень дорожил подарком и верил в чудодейственную силу камня. Как писал биограф Александра Сергеевича П.В. Анненков, он "...соединял даже талант свой с участью перстня, испещренного какими-то кабалистическими знаками и бережно хранимого им". Более того, есть даже стихотворение, посвященное этому кольцу – "Талисман":
"...Там волшебница ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И, ласкаясь, говорила:
"Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан...".
Перед смертью Пушкин подарил кольцо Жуковскому. Впоследствии сын Жуковского подарил его И.С. Тургеневу. После смерти Тургенева Полина Виардо передала талисман Пушкинскому музею Александровского лицея. Но из музея перстень был украден.
Второй талисман поэта – тоже перстень, с изумрудом квадратной формы. Другое стихотворение Александра Сергеевича, "Храни меня, мой талисман", по мнению историков, посвящено именно этому, второму талисману:
"Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан."
Браслет с "гнусной бирюзой", как называл Пушкин зеленую яшму, видели на нем только самые близкие люди. Говорят, поэт носил браслет, украшенный турецкой надписью, которая значила для него что-то важное, на предплечье. Пушкин подарил его Екатерине Ушаковой. Но жених Ушаковой его сломал. Однако ее отец уже после смерти Пушкина велел вырезать на другой стороне сохранившегося камня инициалы поэта и вставить в кольцо. Дальнейшие следы камня затерялись.