В послевоенное время киношникам, как и всей стране, вряд ли было дело до научной фантастики. Однако режиссёр Константин Пипинашвили решился экранизировать успешный довоенный роман Григория Адамова «Тайна двух океанов». Книга вышла в конце тридцатых и была невероятно популярна. А в 1956 году увидел свет и одноимённый фильм, который хоть и отличался заметно от первоисточника, тоже стал хитом.
В фильме очень много внимания уделили технической составляющей, ведь
чуть ли не главную роль «играла» в сюжете поистине фантастическая советская субмарина.
По книге подлодка была оснащена передовым оборудованием и умела то, что подводные лодки того времени делать не могли. Пипинашвили рассказывал, как в порту Батуми, где проходили съёмки, появилась та самая киношная субмарина. Подлодка вызвала феноменальный интерес, особенно в первые дни, когда ещё не было известно, что идёт киносъёмка.
«Лучи яркого южного солнца, отражаясь от его предельно обтекаемых алюминиево-белых бортов, слепили глаза. Огромная овальная палуба напоминала гигантскую штурманскую рубку. В носовой части зияли тёмные овалы иллюминаторов. Сквозь толщу воды угадывалась подводная часть судна, по объёму значительно превосходящая надводную. Корабль был безлюден…»
- вот такой увидели жители Батуми субмарину из будущего приключенческого фильма. И тут же начали сочинять легенды о таинственном корабле.
Особенность фильма была в большом числе подводных сцен. Чтобы правильно их снять, создатели даже спускались на батискафе, чтобы понаблюдать за работой водолазов. А ещё изучали научные ленты про глубоководных обитателей, пытаясь перенять манеру двигаться на глубине.
Часть сцен под водой снимали прямо в море. Для этого
под воду спускали водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, прямо под водой устанавливали декорации, привлекали к работе водолазов.
Но так можно было снимать лишь на небольшой глубине, куда проникали солнечные лучи. Вносила коррективы и погода: при шторме приходилось съёмки откладывать.
Любопытно, что самые завораживающие моменты, где действие происходит глубоко под водой, сняли в павильоне киностудии. Операторы использовали туманные фильтры, благодаря которым появилась полупрозрачная дымка, свойственная глубинным слоям, и самый обычный целлофан, с помощью которого контуры предметов слегка искажались. Такие приспособления и позволили создать картинку, имитирующую съёмку на глубине десятков метров. Целлофан понадобился и для имитации льда в сценах, когда подводная лодка попадает в зону айсбергов.
Операторы применили и ещё один распространённый приём – ускоренную съёмку. С её помощью снимались кадры передвижения людей в толще воды, когда все движения замедленны из-за колоссального давления.
Критики встретили фильм прохладно, но зрители были в восторге.
В немалой степени успеху ленты поспособствовал Сергей Столяров, настоящий любимец публики, сыгравший главную роль. Кстати, через десять лет он снимется в другой фантастической истории – «Туманности Андромеды» (1967) по книге Ивана Ефремова. А ещё в этом советском фильме на экране впервые появились Игорь Владимиров, будущий режиссёр театра Ленсовета, и Павел Луспекаев (он уже снимался в кино тремя годами ранее, но роль была маленькой и незаметной).
А на вас «Тайна двух океанов» произвела впечатление?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296