Когда в очередной раз выбирали солистов для эфира Битвы Хоров, было ощущение, что я выживаю на войне.
Так начался наш разговор с Виталиной Литвиновой, солисткой Хора Михаила Бублика Челябинской области, участницей второго сезона Всероссийского музыкального шоу Битва Хоров на телеканале Россия 1, преподавателем вокала в студии современного творчества Art Fusion.
— В зале хор «20 человек на стульчиках» и трое музыкальных редакторов шоу . Нам выдают песню и просят всех одновременно спеть. Каждый хотел исполнить громче соседа, чтоб услышали только его. Поэтому многие орали, а не пели.
После отбора солистов я наблюдала за расстроенными лицами людей, у которых ни разу не было соло, а у меня уже пятая песня. Эта несправедливая ситуация очень задевала. Почему не дать здесь всем возможность реализоваться, а не просто постоять в качестве массовки? Я, как педагог, стараюсь, даже тем, кто послабее вокально, найти партии, где они выгодно звучат и дать им немного "позвездить". На проекте все ставки были на тех, кто лучше и выгоднее смотрится в кадре. Главное шоу, а не человек.
Конечно после раздачи слонов начинались баталии внутри коллектива. Обида, недовольство, зависть летали в воздухе ещё пару дней.
— Как тебя занесло на Битву Хоров?
— Муж узнал из соцсетей, что стартанул новый конкурс и вдохновил меня поучаствовать. Вместе с подружкой поехали на прослушивание. Обычно выбирали ее за яркость, фриковатую внешность и поведение, а я всегда пролетала мимо. Но в этот раз понравилась я. Совпало все: типаж, вокальные данные и расположение планет.
На проекте мы жили полтора месяца в подмосковном санатории. В Москву нас вывозили только для записи бэк-вокала на студии, постановки номеров и непосредственно в день эфира. Именно тогда я влюбилась в работу на студии. Это кажется достаточно нудным занятием по несколько раз переписывать одно и тоже. А для меня этот процесс сродни работы исследователя, когда смешиваешь звуки и появляются новые краски в голосе. Во время прямого эфира солисты пели вживую, хор пел под бэк-вокал. Все учились делать на ходу, так как перед выступлением была всего лишь одна репетиция.
Если хор Санкт-Петербурга позиционировал себя как рокеры, хор Алтая — как хип хоперы, то мы представляли рабочий класс с невероятной энергетикой, как у самого Михаила Бублика.
Мы заняли почетное четвертое место из 8 команд. И так понравились зрителям, что когда появилась возможность вернуть в шоу один из выбывших коллективов, зрители голосованием поддержали именно Хор из Челябинской области. Мы классно выступили и опять выбыли.
Съемки закончились, и мы вернулись домой. Как часто бывает после мощного эмоционального подъёма наступает сильный энергетический спад, когда ты не знаешь как двигаться дальше.
И если у коллектива хоровое творчество продолжилось, то я на полтора года из этой "карусели" вышла. За это время хор успел расколоться на два лагеря, в 2015м я присоединилась к одному из составов. Мы взяли название с именем Михаила, т.к.до сих пор поддерживаем связь с наставником.
На сегодня в составе Хора Михаила Бублика 12 человек, возраст от 20 до 55, руководит хором солист Максим Кобзов. Он и продюсер и организатор концертов. Все должности в коллективе выполняют сами артисты: хормейстер и саунд продюсер (человек, ответственный за звучание и вокальную "изюминку" хора) Влад Маслаков, административные дела выполняет Ирина Соколова и я. У хора даже есть собственный стилист - Данила Малев, солист с самым широким диапазоном среди мужских голосов коллектива. В общем получился необычный шоу-проект, гастролирующий по России.
Сегодня хор Михаила Бублика без преувеличения является гордостью Челябинской области. Мы участвуем в крупных областных, городских и региональных мероприятиях. Таких, как Дни городов, торжественные слеты и церемонии, например чемпионаты мира по дзюдо и тхэквондо, Чемпионат Европы по конькобежному спорту.
Помимо хора артисты работают сольно, кто-то преподает, кто-то пишет песни, жизнь кипит. Молодежная малая форма коллектива - это музыкальный проект «Профилактика».
— Когда ты поняла, что будешь певицей?
— Все происходило постепенно и путь оказался извилистым. Уже в музыкальной школе я солировала в хоре. Но усидеть на занятиях было сложно, так как друзья все время стучали в окно, и желание бегать во дворе, а не грызть гранит науки, оказалось сильнее. Через три года моё обучение закончилось.
Много лет позже, когда все подруги разошлись по разным институтам, времени на своё развитие стало больше, я выбрала сферу туризма. Очень хотелось стать гидом, чтоб общаться с людьми. Я ожидала новых впечатлений, знакомств с разными странами и культурами, а во время прохождения практики поработала в офисе и поняла, что вся эта работа с цифрами, бумажками мне абсолютно чужда.
Будучи студентом, я подрабатывала, распространяя билеты в театр Драмы, и пришла в профком ЧГАУ (сейчас ЮУРГАУ). Меня так зацепила вся эта творческая суета , что я там и осела. Именно тогда было решено продолжить обучение вокалом. На тот момент в вузе преподавал челябинский музыкант и композитор Вадим Семененко. С ним мы сделали первые шаги в постановке голоса и даже выступили на Весне Студенческой.
Основной мой педагог Нелли Ивановна Молодзиевская, с которой до сих пор поддерживаю тесную связь. Я веду и выступаю на отчетных концертах ее студии «До,Ре,Ля». Она хочет перед выходом на пенсию передать мне руководство ансамблем. Я очень благодарна за доверие, но прекрасно понимаю, что «До,Ре,Ля» займет все моё время. А у меня пока другие планы.
Нелли Ивановна дала мне удивительную возможность спеть авторские песни Ларисы Долгановой, известного на Южном Урале композитора. В Челябинском зале камерной и органной музыки проходил авторский вечер, где принимал участие Камерный оркестр «Классика» под руководством Адика Абдурахманова. Во время репетиций и непосредственно на самом выступлении у меня было ощущение, что мне «достали пробки из ушей»(2004г).
До того момента я не была избалована живым звуком, пела обычно под магнитофон. А работая с оркестром, я более глубоко почувствовала музыку.Она невидимыми нитями прорастала внутри меня, поглощая все мое существо.То ли я — музыка, то ли музыка во мне. Я научилась слышать не ушами, а телом.
Обучение с Нелли Ивановной принесли мне первые дипломы за конкурсы. И после очередного телевизионного конкурса «Моя звезда» 2007 г. член жюри пригласила поработать в кабаре — ресторан «Мистер-Икс.».
«Мистер Икс открыл для меня мир шоу-бизнеса в Челябинске»
— Начинать карьеру после 20 лет не поздно?
— Ничего начинать никогда не поздно, особенно для вокалиста. Тем более после 20 лет, когда уже прошла мутация голоса, и можно давать хорошие нагрузки на вокальные мышцы. Кроме того уже появился жизненный багаж образов, а для исполнителя это очень важно рассказать историю так,чтобы в нее поверили.
— На сколько уверенно ты чувствовала себя в качестве профессионального артиста?
— Все время было боязно. Понятно, что вокальный навык был не тот. Постоянно боялась «слететь с нот». Звукоизвлечение было совершенно другое.
— Как ты пришла к нынешнему звукоизвлечению?
— Чтобы подтянуть пробелы в теории музыки, сольфеджио я заочно окончила ЧГАКИ эстрадно — джазовое отделение народного хора. Дипломной работой была постановка народного мюзикла: «Финист — ясный сокол». Сама занималась режиссурой, корректировала сценарий. Вокально-хоровые упражнения направлены на развитие навыков многоголосья. Оно развивает слух и помогает лучше ориентироваться в потоке звуков.
Сольная практика, конкурсы, концерты давали свои плоды. Но когда я слушала пение звезд европейских хит-парадов, не понимала почему звучу иначе. Между нами была целая пропасть — настолько мой звук был беднее. Появилась потребность искать информацию, изучать видео - уроки, комбинировать, примерять на себя.
Я совместила наработки разных школ и выработала свою методику, которая мне понятна и даёт хороший результат.
— Где ты преподаешь?
— Я педагог в моей любимой студии современного творчества Art Fusion.
Иногда задумываешься о важности и пользе своей профессии. Всё кажется второстепенным в сравнении... Но в процессе работы, понимаешь фразу «целитель душ человеческих».
Люди на занятиях учатся расслабляться, отпускать негативные переживания, перестают думать о бытовых мелочах. Они открываются миру музыки и наполняются несметным количеством положительных эмоций.
После занятий у них горят глаза, они воодушевлены, улыбка не сходит с лица. Занимаются в основном для себя. Кто-то хочет сделать необычный подарок мужу, кто-то хочет блеснуть перед друзьями в караоке. Если ученик работает на перспективу, то подбираем репертуар и через два месяца организуем отчетный концерт. Бывают, что люди быстро отчаиваются и не верят в свои силы. Но я то знаю, что в эстраде много техник. Если не получается одна, обязательно получится другая.
- Что такое хороший педагог?
- Должно совпасть два фактора. Он должен сам хорошо петь и знать как донести это ученику.
— Ты всегда была так уверенна в себе?
— Совсем нет, особенно в юности. Если в транспорте я ловила на себе чей-то взгляд, то впадала в дикое стеснение и могла выйти на ближайшей остановке, чтобы прийти в себя и снять красноту с лица. Сейчас я сама могу кого угодно вогнать в краску. Есть ученики, которые испытывают стеснения и неловкость, но это, как правило, только на первом занятии.И по выступившему багрянцу я вспоминаю себя и уже знаю, что предпринять.
— Как ты снимаешь барьер?
— Я сразу переключаю ученика на музыку.
Музыка — это удивительный мир , в котором ты можешь позволить себе быть уязвимым, познать все грани переживаний и не бояться полностью открыть душу. Там нет места стеснению. Это — мир звуков, эмоций и волшебства. На сцене я позволяю быть себе не такой как в жизни.
У меня огромный репертуар, и не всегда эмоции героев песен мне знакомы. Не дай Бог такое пережить, но для убедительности мне приходиться погружать себя в определенный образ. Ничего не получится, если ты сама в это не поверишь.
— Насколько ты готова к неприятностям в жизни?
- В принципе у меня нет врагов, но есть ожидание неприятностей. Если я оказываюсь в новом месте, в непривычной для меня атмосфере, то настраиваюсь на самое худшее. Если ожидания зла не оправдываются, то конечно, мне очень приятно. Иногда я забываю про настрой и выходит в точности, да наоборот. Когда ожидаешь большее, а получаешь меньшее, то остается неприятный осадочек. А настрой на «худшее» работает безотказно.
- — Как ты реагируешь на негатив?
— Если ко мне и прилетает какой-нибудь негатив, то я на него уже не реагирую.
Если я загораюсь какой-нибудь идей и знаю, что могу быть полезной, то я буду помогать людям и делать дальше больше, чем нужно. Кто-то считает это излишней добротой, но это всего лишь огромное желание. Это мой кайф, моя подзарядка.
Я стараюсь видеть мир светлым и позитивным. Я пыталась по — разному, но путем проб и ошибок, поняла, что так жить легче. Сейчас чувствую себя комфортно, потому что говорю, как мне удобно, живу, как мне удобно.
Я занимаюсь любимым делом, что может быть еще лучше!!!
-Что нового в твоей творческой жизни произошло за последнее время?
— Месяц назад я стала частью театра мюзикла «Феерия» под руководством Полины Хлызовой. Это перспективный и необходимый проект для города, так как в Челябинске нет музыкальных театров, не считая Театр Оперы и Балета им. М. И. Глинки.
Я буду проводить мастер классы для всех желающих "Вокал в движении" и планирую принимать участие в постановках театра. Уже в феврале начнутся репетиции мюзикла с рабочим названием «Хозяйка медной горы». Кстати, до этого времени ещё будут кастинги на несколько ролей, так что любителям и профессионалам можно попробовать свои силы. Вдруг совпадет все: типаж, вокальные данные и расположение планет.
_________________________________________________________________________
Виталина Литвинова, солистка Хора Михаила Бублика Челябинской области, преподаватель вокала в студии современного творчества Art Fusion.