Найти в Дзене
Советская эпоха

Кто выиграл и проиграл от ведения ЕГЭ

Оглавление

Источник: интернет
Источник: интернет

Сравнения современной российской системы с советской часто заканчиваются в пользу последней. Кто только не ругает современное образование в России и вполне заслуженно, но однозначно ли плох единый государственный экзамен или проблемы не в нем?

Единый государственный экзамен является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ охватывает большое количество дисциплин, список которых расширяется год от года. Еще до проведения эксперимента по введению ЕГЭ разгорелись споры об эффективности подобного метод оценки и контроля знаний школьников, его объективности. Причиной подобных споров стали как объективные достоинства экзамена, так и его недостатки, которые разнятся для разных социальных групп и учреждений России. Давайте же рассмотрим плюсы и минусы ЕГЭ для различных категорий граждан и организаций.

Школьники

Плюсы:

  • Ясный алгоритм проверки знаний и, как следствие, подготовки к экзамену
  • Объединение выпускного экзамена из школы и вступительного экзамена в ВУЗ сокращает и время подготовки, и затраченное время и деньги на сдачу самих экзаменов
  • Упрощение поступления в ВУЗЫ, расположенные в других городах, повышение мобильности школьников
  • Обеспечение как горизонтальной, так и вертикальной справедливости в вопросах доступа к образованию

Минусы:

  • Увеличение эмоциональной нагрузки в период подготовки и проведения экзамена, который является и выпускным, и вступительным.
  • Постоянные изменения, вносимые ежегодно при разработке экзамена, затрудняют подготовку к экзамену.
  • ЕГЭ лишен вербальной составляющей, что может привести к неправильным трактовкам при ответе на задание учащимся.

Родители

Плюсы:

  • Снижение расходов на подготовку ребенка к вступительным экзаменам
  • Снижение расходов на поступление ребенка в иногородние вузы
  • ЕГЭ позволяет получить больше информации о различных образовательных учреждениях города и выбрать лучшую.

Минусы:

  • Увеличение эмоциональной нагрузки в период подготовки и проведения экзамена, который является и выпускным, и вступительным.
  • Упрощение процедуры поступления в иногородние вузы обеспечивает дополнительную финансовую нагрузку на родителей, вынужденных содержать детей в другом городе.
Источник: интернет
Источник: интернет

Учителя

Плюсы:

  • Ясный алгоритм проведения экзамена, структурированные материалы для подготовки к экзамену
  • Возможность создания общей методической базы для подготовки к экзамену по определенному предмету

Минусы:

  • Необходимость выделять часть учебного времени на подготовку к специфическим вопросам единого государственного экзамена.
  • Зависимость оценки труда учителя от результатов ЕГЭ

Вузы

Плюсы:

  • ЕГЭ позволил вузам не проводить внутренние вступительные экзамены (за исключением нескольких десятков ведущих университетов страны)

Минусы:

  • Вузы (за исключением наиболее престижных) лишены возможности проводить вступительные испытания и контролировать объективность оценки уровня знаний абитуриентов
  • Увеличение документооборота во время приема заявлений от абитуриентов, которые могут подавать документы в несколько вузов одновременно
Источник: Flickr
Источник: Flickr

Внешний эффект ЕГЭ для системы образования в целом: несмотря на продолжающуюся полемику вокруг ЕГЭ, в целом единый экзамен позволил снизить коррупцию в системе образования и обеспечил соблюдение вертикальной и горизонтальной справедливости в отношении доступа населения к образованию (но не преодолеть разрыв в качестве образовательных услуг в зависимости от материального благосостояния и места проживания). Горизонтальная справедливость означает равный доступ к базовому уровню образования для всех граждан страны, вертикальная- доступ к образованию вне зависимости от уровня доходов и социального положения. Также ЕГЭ позволяет обеспечить объективную оценку деятельности организаций образования различного уровня, т.е. результат работы всех образовательных организаций наглядно видно по результатам сдачи единого государственного экзамена, который предоставляет возможность провести анализ сильных и слабых сторон подготовки выпускников любой школы. Значительная часть критики ЕГЭ (например, в его негативном влиянии на уровень подготовки школьников) следует отнести к недостаткам системы образования в целом, а не к методу проверки знаний учащихся.