Пока шло строительство торгово-развлекательного центра Ideapark, Тойво Сукари приобрел доли в нескольких бизнесах, некоторые из которых, по его мнению, могли стать потенциальными арендаторами торгового города.
В начале 2006 г. Тойво Сукари приобретает небольшую долю в компании-франчайзи испанской сети магазинов женской одежды Mango в Финляндии. В том же году он нарастил пакет до 50%. Вторая половина компании принадлежала фирме предпринимателя Юхи Койвуринта (Juho Koivurinta) из Турку, привез эту франшизу в Финляндию.
Компания открыла свой первый бутик в Финляндии в декабре 2004 г. в Хельсинки.
На июль 2006 г. у компании было 3 магазина в Финляндии, последний из которых открылся в Турку в конце весны того же года. Всего на 2006 г. в мире было 800 магазинов Mango в 80-ти странах.
Как отмечало издание Talouselama.fi, контроль со стороны компании-франчайзера был настолько жестким, что франчайзи могли только решать, какой из двух рук включать свет в своем магазине. Если предмет одежды не продавался за пару дней, он убирался с полок.
«Финский рынок одежды стоит 2,5 млрд. евро в год. Если он будет расти на скромные 2% в год, этого нам будет достаточно », - говорил Койвуринта в 2004 г.
Новый инвестор в лице Тойво Сукари намеревался расширить через пару лет сеть до 10-ти магазинов. Искались подходящие площади в столичном регионе Хельсинки, в таких торговых центрах как Jumbo (город Вантаа), Sello (город Эспоо) и Iso Omena (город Хельсинки), а также в центре Тампере. Рассматривался и вариант в Райсио.
- "Да, в Финляндии может быть в общей сложности 30 магазинов Mango", - отмечал Сукари.
Вхождение в этот бизнес Сукари объяснял тем, что Mango и Masku подходят друг другу:
- "Mango имеет сильный бренд и является второй по популярности сетью одежды в мире, у которой 800 магазинов в 80 странах. Я обязательно хотел его в Ideapark, и когда шли переговоры, открылась хорошая возможность стать владельцем Mango."
Бизнес оказался убыточным. В 2010 г. Mango получила убыток более 2,5 млн. евро. В 2011 г. Тойво Сукари вышел из этого бизнеса. Как он отметил в феврале 2012 г.:
- "Прошло несколько лет в убытке, и я вернул его испанцам. Это была не моя история".
В мае 2006 г. Тойво Сукари приобретает 40% в компании Wellness Finland Oy, бренд оздоровительных услуг Wellness Forum. Компания Wellness Finland Oy была основана в 1997 г. Антти Каллиониеми (Antti Kallioniemi) в Хямеенлинна. После сделки с Сукари, у Антти Каллиониеми осталось 54%, еще 6% было у генерального директора компании Марко Калтиокумпу (Marko Kaltiokumpu).
Стоимость приобретения Тойво Сукари составила 250 тыс. евро. Из этих инвестиций 13 370 евро были подписаны в уставном капитале, а 236 629 евро - на премиальном счете.
Причина покупки была та же, что и с Mango - хотелось, чтобы в Идеапарке также были и оздоровительные услуги.
- "До сих пор Wellness Forum был представлен до сих пор в Хельсинки, Уусимаа, но в дополнение к Идеапарку планируется привести его и в Турку. Эта сфера активно в мире", - отмечал Сукари.
В этом бизнесе Тойво Сукари также пробыл недолго.
2 февраля 2009 г. было подано два заявления о банкротстве компании Wellness Finland Oy от Мари Мяяття (Mari Määttä) и Lempäälän Hyvinvointikeskus Oy. 13 марта 2009 г. было подано третье заявление о банкротстве компанией Helsingin Hyvinvointikeskus Oy.
Антти Каллиониеми тогда подчеркивал, что заявление о банкротстве не распространяется непосредственно на всю сеть Wellness. По словам Каллиониеми, подразделение оздоровительной сети в Хямеенлинна принадлежало ему напрямую, а в подразделении в Турку Wellness Finland Oy владело 40%.
По сути, Wellness Finland Oy контролировало подразделение в Лемпяяля в ТРЦ Ideapark. При этом компания, по словам Каллиониеми, становилась в это время обучающей, на это изменение деятельности уже были поданы документы.
Как отмечает издание Kauppalehti.fi, за финансовый год, закончившийся в 2006 г., Wellness Finland Oy получило прибыль в размере около 24 000 евро при выручке 781 570 евро. Согласно отчету того же года, компания начала открывать новые офисы в нескольких местах. Видимо, речь шла про офис в Турку. За последующие финансовые годы никакой информации не представлялось в Торговый реестр.
Почти через год после завершения строительства торгово-развлекательного центра Ideapark, Тойво Сукари решил закрыть еще один бизнес и начать новый.
В 2006 г. сеть из 10-ти магазинов Hyvä Tuuri принесла 0,5 млн. евро убытка.
В августе 2007 г. Тойво Сукари начал переделывать сеть магазинов-дискаунтеров Hyvä Tuuri, существовавшую почти десятилетие, в сеть магазинов интерьера Masku Koti.
К началу сентября 2007 г. уже открылись магазины в Пилккиё (Piikkiö), Уусикаупунки (Uusikaupunki), Оривеси (Orivesi), Кауттуа (Kauttua), Харьявалта (Harjavalta), Аньяланкоски (Anjalankoski) и в Маску.
27 сентября 2007 г. Tavaratalo Hyvä Tuuri Oy было переименовано в Masku Koti Oy.
В октябре 2007 г. открылись еще три новых магазина в Ауре (Aura), Рийхимяки (Riihimäki) и Сейняйоки (Seinäjoki).
Площадь магазина в Аура на Мейерикуйя (Meijerikuja) составляла 2000 кв.м.
Концепцию новой сети магазинов планировалось отработать в течение 6 месяцев. В ассортимент должны были войти предметы интерьера, текстиль, посуда и инструменты.
По словам Тойво Сукари, стиль сети был схож с Ikea и Kodin Ykkönen.
- "Maskun Kalustetalo - это магазин мебели для людей, и Masku Koti - представляет тоже самое", - говорил он.
По словам Тойво Сукари, причиной закрытия сети дисконтных магазинов стало усиление конкуренции, когда магазины Hyvä Tuuri площадью 500 - 1500 кв.м. больше не могли существовать.
- "Они слишком малы, когда многие дисконтные магазины занимают 5000 кв.м.", - говорил Сукари.
К 2010 г. Masku Koti имела 10 магазинов, в основном в небольших объектах недвижимости, принадлежащих Сукари. Магазины Masku Koti занимались продажами таких товаров, как предметы интерьера, посуда и садоводство. Эта сеть магазинов по своей сути была попыткой потеснить Ikea.
К декабрю 2010 г. стало известно, что Masku Koti Oy, развивающая сеть магазинов Masku Koti на протяжении всего периода существования была не просто убыточной, но она несла огромные убытки на протяжении нескольких лет.
Так, чистый убыток Masku Koti Oy за финансовый год, закончившийся в июле 2010 г., составил 1,8 млн. евро.
Потери увеличивались с каждым годом. Balance Consulting подсчитал, что за последние 5 лет убыток компании составил 5,6 млн. евро. При этом выручка компании за 2009/10 г. составила 6,2 млн евро, что на 2,5% ниже выручки годом (2008/09 г.) ранее.
Сукари пришлось поддерживать убыточные операции Masku Koti Oy с помощью субординированных кредитов. Например, в 2009 г. в дополнение к прежним кредитам было влито еще 1,7 миллиона евро. В целом, в капитал компании было закачано 4,1 млн евро субординированных кредитов. Несмотря на кредиты, собственный капитал компании по итогам 2009/10 г. по данным бухгалтерского баланса был отрицательным и составлял -845 тыс. евро.
Стремясь решить проблемы с убыточными активами и для спасения мебельного бизнеса, Тойво Сукари как и в случаях с Mango и AurinkoGolf, продал часть бизнеса Masku Koti в 2010 г.
31 декабря 2010 г. было ликвидировано юридическое лицо Masku Koti Oy.
Из семи магазинов осталось три - в городах Оривеси, Эура и Аура. Теперь магазины числились на Maskun Kalustetalo Oy.
В связи с началом реструктуризации Maskun Kalustetalo Oy, начавшейся в 2012 г., к 2016 г. были закрыты магазины сначала в Оривеси, затем в Кауттуа, Эура (Katta, Eura) в связи с выходом их в минус. На конец 2019 г. оставался только один действующий магазин Masku Koti - в городе Аура, по адресу - Хуускантие, 17 (Huuskantie 17).
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.