Фото
Совок – как много понятий в этом ёмком слове. Это и целый временной отрезок, растянувшийся на десятилетия, и характеристика политического строя в эти десятилетия, и мышление/сознание/образ жизни граждан этого государства, и даже инструмент для сухой уборки. При одном упоминании этого научно-бытового термина, подгорают мускулус глютеусы у многих, как правило, ярких представителей «того самого» общества. Брызгая слюной во все стороны, аки караваны пустыни, на повышенных тонах, с применением устойчивых выражений, несущих смысл показать, что оппонент «ничто» и «никто», и «не имеет права», совки будут упёрто доказывать тебе (ну или мне), что являясь поддонком/козлом/уродом трудно понять, все культуру/духовность/человеколюбие совка.
Появлению такого ёмкого явления, как мне кажется, мы обязаны дорогому нашему Леониду Ильичу (имеется ввиду Л.И.Брежнев – первый секретарь КПСС 1964-1966, генеральный секретарь 1966-1982 – прим. автора для тех, кто не знал, да еще и забыл). Тому самому, кто 18 лет провел руководителем государства, которое когда-то называлось СССР. Того самого, кто своей основной целью пребывания на данной руководящей должности - поставил количество проведенного времени, а не количество успехов/достижений/побед. Прикрываясь афишей коммунизма и постерами Ленина В.И., руководство государства делало ровным счетом «всё наоборот», к чему призывали и идеи коммунизма и идеи Ильича. А основной целью пребывания у власти – была цель уберечь эту самую власть в «кругу своих», в том самом «кругу», которой так бережно формировался эти долгие годы, где каждому нужно было оберегать и прикрывать каждого своего соратника, т.к. потеря одного, могла обернуться потерей тебя самого и вылетом из этого круга (не будем проводить исторических аналогий).
И вот, представьте себе, что поколения 50-х – 60-х (в меньшей степени 70-х, у них «совок» - понятие больше ностальгическое) всю свою сознательную жизнь провели в однообразном мире, лишенном многих благ развитого человечества (от неимения туалетной бумаги до дефицита автомобилей, при этом имея финансовую возможность купить как первое, так и второе). Каждый день, передвигаясь одними и теми же маршрутами, облаченные в одинаковую одежду, эти поколения направлялись на свою работу (на которой в одном и том-же графике, с одними и теми же рабочими обязанностями, в течении времени от ПТУ/техникума/университета и до пенсии, они проводили свой день). Там на этой работе, они вновь переодевались в одинаковую одежду (заводы, фабрики, врачи, милиция и т.д.) и начинали работать (Ну как работать?! Точнее проводить свое время, менять его на рублики). После работы телевизор, где одни и те же лица сообщали, что очередное постановление ЦК КПСС осуждает враждебную настроенность западных партнеров, но наши ракеты, стоящие стройными рядами, всегда готовы к тому, чтобы славно служить в интересах нашей с вами родины (тогда понятие «ад» звучало как-то так). «Ура, товарищи! А теперь о погоде»… А потом спать и круг опять повторялся.
Но человек, являясь животным социальным, имеет также и животную потребность выделить свою личность в этом самом социуме. В первую очередь связано это с инстинктом продолжения рода (у львов – это размеры, сила, ловкость, умение драться, а у нас у человеков –это ловкость мышления, размер кошелька (либо другого, но тут зависит от самки), сила положения в обществе и квартирный вопрос (согласно Михаилу Афанасьевичу, испортившим москвичей, а после них по-традиции и всю страну). В общем набор качеств, позволяющий иметь потомство, не напрягаясь, что они умрут от голода, замерзнут и в будущем останутся без средств к существованию). Женщин, соответственно, тоже касается то, что они должны быть наделены качествами, способными привлечь/заинтересовать мужчину.
Но из-за скудности ассортимента для составления павлиньего хвоста для особи семейства совковых (автомобиль Жигули, ковер синтетический на стене, прибитый своими руками(!), чехословацкая стенка, с наличием хрусталя, китайского термоса и индийских слоников, а также куртка/брюки/обувь ГДР. Примерный образ убранства и вещей человека-совкового), в какой-то момент – этот набор стал повсеместным и мейнстримовым. Ну, а что? У Ивановых, Петровых и соседа с первого этажа, есть, то и у нас должно быть. Поскольку базовыми материальными «ценностями» разжиться все-таки можно было, то в межполовых отношениях стали цениться личные качества, но с поправкой на «совок»: умение достать («А вот у моего(-ей) вчера на работе сапоги румынские продавали новые… »); умение налаживать быт (ремонтировать без инструментов и материалов – это для мужчин, умение приготовить вкусно без продуктов – для женщин), умение пользоваться служенным положением (проще говоря, воровство с рабочего места. Слесарь – болты, инженер – миллиметровку (туалетной бумаги нет, а потребность есть, электрик – кабель, врач – спирт и т.д. и т.п.). Ну в хозяйстве все пригодится. И неважно, что лет через 30 внуки выбросят эти «ценности» к чертям собачьим, освобождая кладовку/балкон/гараж для своих нужд); наличие руководящей должности (где наличие невысокой заработной платы компенсировалось наличием знакомств с себе подобными индивидами, а значит возможностью совершать бартерные сделки товаров/услуг). И вся страна жила по такому принципу, каждый день от заката до рассвета, от будней до выходных. И такая система устраивала государство, соответственно, большую часть, устраивала и государственная система (хотя и было огромное желание иметь больше, чем было позволено государством). Причина? Привычка и нежелание расширять кругозор. И это было повсеместно: от дворника до члена в кандидаты Политбюро.
И когда «круг избранных», большей своей частью, лег под кремлевскую стену под музыку Петра Ильича, а на горизонте замаячила «зарубежная» беззаботная жизнь в достатке, со своими атрибутами, то случилось то, что случилось. А именно, под туже музыку Чайковского, начался переход с одной экономической системы на другую. Назвать ее капитализмом сложно, в силу того, что переход на эту систему осуществлялся теми же гражданами, которые об этом капитализме слышали лишь в советской пропаганде и на её основе и начали строительство. Единственное, что отличало младодемократов от всех остальных – это желание, стремление и отсутствие страха в достижении своей цели. Какой цели? Естественный отбор – встать на верхушке социальной лестницы, иметь новый расширенный набор павлиньего хвоста человеческой особи. Ведь, проведя всю сознательную жизнь в обществе, имеющем одну модель поведения и ценностей, невозможно поменять свое поведение на координатно-противоположное (дети-маугли не могут жить в человеческом обществе например вообще. А тут капитализм и демократию начали строить те, кто его в глаза не видел. Да, слышали, да видели поверхностно, но всю сознательную жизнь прожили по «совсковским» понятиям).
И тут-то большинство, оказалось не готовым к таким переменам. Да, с точки зрения государства – это было преступление. Сообщить гражданам, которые без «руки государства» и шагу ступить не могут, что теперь им придется гулять самим. А как оказалось, население самостоятельно может лишь за ящики водки поменять акции заводов («ну, а что, я дурак чтоли?! Там МНЕ(лично) за какую-то бумажку, целый ящик твердой валюты дадут»). Еще могут воду «заряжать» перед телевизором. Причем страдали таким и представители интеллигенции (не потому, что образование было плохим. Все-таки математика, как наука – вещь прикладная: кто-то умеет быстро бегать, кто-то логарифмы решать, кто-то балку на скручивание посчитать может, а вот логически мыслить – это другая опера). И вот так, хромая на обе сломанных ноги, забрав с собой привычку, что «там на верху» все за нас решат, и, обретя новый набор павлиньих ценностей, общество двинулось дальше.
Отголоски «совка» мы можем наблюдать и сегодня. Выражаются они двумя способами:
1. Те, у кого до сих пор «Брежнев – жив», все еще живут теми устаревшими ценностями (они до сих пор тащат с работы, потому, что за последние 30 лет зарплату им так не повысили, а уйти с завода помешала привычка);
2. Те, кто просто принял для себя новый набор ценностей и привил его своим детям. Теперь же у Ивановых, Петровых и соседа с первого этажа, есть ипотека, кредит на авто, кредит на айфон, желание провести выпускной для своей дитятки, которое перешло из первого класса аж во второй. Отдыхать надо, пренепременно, в Турции, где все включено, с бухлом и бассейном, а перед отъездом забрать трофей в виде тапок и полотенец.
А всех, тех, кто не желает жить в рамках таких понятий – обвешать обидными ярлыками. Вот она суть «совкового» мышления, которое до сих пор живо и процветает. «Совок» версии 2.0, Ура, товарищи!
На сим стоит закончить, ибо чем больше рассуждаю над этой темой, тем больше букв стремится появится в тексте. Хочется пожелать, чтобы наше общество, наконец, стало выдавливать из себя по-капли (хотябы) этот самый совок.