Олег Бородин, основатель и управляющий партнер франшизы «Фамильная пекарня», о своем бизнесе и о работе по франшизе.
— Олег, сколько лет вашему бизнесу? Чем именно вы занимаетесь?
—Развиваем предпринимательство в стране, путем организации открытия и развития успешного бизнеса пекарни по франшизе.
На текущей момент нашей франшизе 1 год и 9 месяцев, и за это время мы успели открыть более 30 пекарен.
— Успешен ли такой бизнес с вашей точки зрения? И какие критерии для вас являются оценкой успешности?
— Да, франшиза успешна. Более 30 точек меньше чем за 2 года —это очень хороший показатель. Дело в том, что на рынке франшиз пекарен более 40 конкурентов, что говорит о ценности нашего формата и продукта.
Показатели роста сети — один из ключевых показателей, особенно на первых годах жизни франшизы.
— Как пришла идея работать на себя? Вообще, что является толчком в этом процессе?
— От хорошей жизни и стремления делиться опытом. Как не читаешь красивую историю предпринимателя, так видишь, что человек из села, начал строить свой бизнес и добился успеха. Тоже из села, но в найме рос достаточно быстро и успешно. Именно желание не потерять уровень дохода и увеличить его с подвигло на создание собственного дела.
Для себя сразу обозначил, что ниша должна быть вечной т.е. люди должны потреблять продукт всегда, независимо от экономических кризисов. Как раз хлеб и является продуктом ежедневного потребления.
Поскольку вся моя трудовая деятельность была связана с систематизацией знаний и внедрением их у других лиц (управление знаниями), то путь к франшизе был достаточно логичным.
— Что было самым трудным на старте?
— Решиться. Страх потерять деньги, как правило, больше, чем желание получать больший доход. Объективно понимаю, что почти полгода откладывал решение под разными предлогами.
Решил вопрос не банально — в Сочи Скайпарке прыгнул с банджи 69 метров вниз.
Страх до прыжка был жуткий, но еще больше было получено яркое удовольствие от полета! Напомнил сам себе таким примером, что нужно помнить про будущие удовольствия, а не концентрироваться на страданиях в виде страха.
— Что трудно сейчас? Как справляетесь?
— Как и в любом бизнесе трудности всегда – деньги и люди.
В стартапе всегда хочется прекратить вкладывать свои деньги и перейти на самоокупаемость, но при этом важен рост команды, для роста качества оказываемых услуг.
Приходится постоянно совершать маневры выбирая приоритеты то бюджета, то роста.
Открыть счет в Совкомбанке
— Какие планы строите? Какие перспективы у своего дело видите? К чему стремитесь?
— У нас очень большой рынок, что дает и большие перспективы. В Европе 1 пекарня на 5 тыс. населения, у нас и в больших городах редко где есть 1 пекарня на 15 тыс. населения. В этом плане вообще не развиты малые города.
Все пекарни, которые мы запустили в малых городах бьют плановые показатели.
Поиск и открытие пекарен именно в малых городах — один из наших приоритетов.
Выход на страны СНГ тоже очень перспективен, именно поэтому активно ищем партнеров из Казахстана.
— Каждый, кто начинает свое дело, имеет корыстные планы — заработать. Этот план воплотился?
— Как всегда, есть дилемма: «вытащить сейчас или вложить в развитие». Франшиза живет за счет паушальных взносов и роялти. Наиболее важный показатель именно роялти. Чем больше вкладываешь в развитие, тем больше получаешь партнеров, которые в будущем будут оплачивать услуги сопровождения.
Поэтому, приоритет в настоящее время и ближайший год — развитие.
— Скажите, если не секрет, сколько стоит открытие пекарного бизнеса, какой капитал потребовался вам для открытия первой пекарни.
— Открытие Фамильной пекарни обходится примерно в 1,8 млн.
Сам открывал первую пекарню по другой франшизе, открытие обошлось в 2,2 млн.
— Как пришла идея франшизы?
— Всегда нравилось управлять знаниями и всегда была потребность отдавать эти знаниями людям. Франшиза для меня экологична, подходит очень хорошо. Тем более в купленной франшизе я сделал немалый вклад в развитие ее документальной базы. Также принимал участие в упаковке нескольких франшиз. И самое главное, что скопился большой опыт управлением пекарней.
— На каких условиях у вас можно купить франишизу, какой капитал должен быть для этого?
— Открытие одной пекарни обходится в 1,8 млн р. в эту сумму входит оборудование, ремонт, касса, мебель, реклама, паушальный взнос, сырье, затраты на запуск, оборудование, т.е. все, что необходимо для запуска пекарни.
Сам паушальный взнос варьируется в зависимости от численности города:
- город с населением более 100 тыс. чел. – 350 тыс. р.
- город с населением 10-100 тыс. чел – 300 тыс. р.
- город с населением менее 10 тыс. человек – 150 тыс.р.
Если вам интересны истории бизнесменов, читайте наш материал «Белый бизнес в России есть!»
— Как быстро окупается франшиза?
— Средняя окупаемость составляет 12 месяцев. Для малых городов (меньше 100 тыс.человек) это цифра ниже т.к. расходы ежемесячные меньше, а доход нередко выше, чем в крупных городах.
— Может быть поделитесь опытом заключения договора в рамках франшизы, на какие нюансы стоит обращать внимание?
— Мне довелось побывать с обеих сторон договора и франчайзером, и франчайзи, поэтому условия мне понятны с обеих сторон.
Сами штрафы меня не пугают, это нормальная практика, франшизе необходимо защищать свои права. Главное смотреть на их адекватность.
В нашем договоре также присутствуют штрафы, но еще не было ни одного случая его применения, даже когда были на то основания. Если доходит до штрафов, значит отношения можно считать завершенными.
— Поддерживаете и проверяете ли вы пекарни, которые работают по вашей франшизе. Поделитесь пожалуйста своим опытом?
— Безусловно поддерживаем, это основная функция франшизы. Важно, что партнер в любое время может воспользоваться командой франшизы и позвонить, чтобы разрешить любой вопрос, касающиеся деятельности пекарни.
Проверки также проводим, для этого есть тайные покупатели. Главная цель проверок — помощь партнером. Нередко глаз замыливается и уже не замечаешь, как продавец не выполняет скрипт продаж, а обстановка на точке отошла от нормы. Тайные покупатели выявляют множество проблем, которые сразу разрешаем с партнерами.
— Олег, наступило время нашего традиционного вопроса. Ваши советы для начинающих предпринимателей.
— Во-первых, надо концентрироваться не на возможных страданиях (страхах), но и удовольствиях.
Во-вторых, следует задавать себе вопрос: что, если будет провал? Потеря денег неприятна, но не смертельна. Иногда приобретенный опыт имеет большую ценность.
В-третьих, необходимо принятое решение реализовывать. Если нет реализации, значит и решение не принято.
В-четвертых, надо определить верную стратегию, и придерживаться этой стратегии всегда, даже если нет отдачи. Если стратегия была принята неверно, уметь признать это и отказаться.
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro