Найти тему

Вестерн жив

ВЕСТЕРН ЖИВ!

«Не стреляйте в пианиста! Он старается, как может!»  Такая надпись, по легенде, была на входе в бар (или салун) на бескрайних просторах  Америки 18-19 века во времена покорения дикого запада.

 Речь в этих заметках пойдет о ВЕСТЕРНЕ в связи с выходом на экраны 3-х фильмов этого жанра, снятых в Забайкальском крае. «Угэдэчи, заклинатель дождя» и «Тайник Красных камней» "Однажды на Диком Востоке" это первые Сибирские вестерны. Возможно, что это не события мирового масштаба, но свершившийся факт.

  Заметки СУБЪЕКТИВНЫЕ, прошу учесть. Автор высказывает только собственное мнение на то, о чем пойдет речь.

 Я не зря привел вышеназванную фразу «Не стреляйте в пианиста»! Она имеет непосредственное отношение к жанру ВЕСТЕРН. В барах постоянными клиентами были ковбои, переселенцы, золотоискатели, герои будущих ВЕСТЕРНОВ.

  Наберусь наглости и задам вопрос, на который сам же и отвечу: какие события предшествовали выходу ПЕРВЫХ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ВЕСТЕРНОВ?

 Итак, с чего все началось. В конце 19 века братья Люмьер придумали замечательную штуку, аппарат, позволяющий видеть движущиеся фотографии. Этот агрегат был запатентован под названием «СИНЕМАТОГРАФ» и уже в 1895 году на бульваре Капуцинов состоялись премьеры первых фильмов. Этот пакет продукции нового изобретения был представлен стандартным набором иллюстрированных фотографий с 2-х минутным сюжетом и с подобающими названиями: «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с завода…». Но долго удержать публику у экранов показом видовых сюжетов было не реально. За дело взялись шустрые фотографы, быстро переквалифицировавшись в «кинопредпринимателей» и вскоре появилось жанровое кино, мелодрамы, комедии. Зарождался новый вид искусства, хотя до настоящего искусства было ох как далеко. Это как настенные рисунки наших предков. Еще не картины, но уже не бессмысленные каракули. Этот новый вид «еще не искусства» очень быстро распространялся по всему миру. Эстафету «кинобума» подхватили все развитые и не очень развитие страны. И на этой позитивной волне американцы создали жанр, который впоследствии назвали ВЕСТЕРН. В 1903 году вышел 1-й фильм этого жанра под названием «Большое ограбление поезда». ВЕСТЕРН на долгие десятилетия стал едва ли ни самым популярным не только у себя на родине, но и во всем мире.

"Большое ограбление поезда" 1903г
"Большое ограбление поезда" 1903г

Итак, что же такое, этот пресловутый ВЕСТЕРН? В кинословаре написано, что это одна из жанровых форм приключенческого кино, а тематику вестернов составляют события, связанные с освоением американского Запада 18-19 века. Как правило, в вестернах мало что осталось от реальных исторических событий. Американцы писали свою историю так, как им выгодно. Поэтому по большому счету вестерн мифологизировал дела давно минувших дней. Исторические события лишь повод для создания захватывающих историй, где хорошие парни разбираются с плохими парнями и совершенно не важно, кто принадлежит к первой или второй категории, индейцы, ковбои, переселенцы, золотоискатели.

Лично у меня, при слове «ВЕСТЕРН», сразу возникают определенные ассоциации. Прерии, каньоны, ковбои, индейцы, топор войны, трубка мира, кольты, томагавки, дымок над вигвамом, т.е. все атрибуты этого жанра. А какие ассоциации вызывала у иностранцев Россия 18-19 веков? (да и сейчас, наверное). Матрешки, водка, балалайка, гармошка, ужасные морозы и медведи, спокойно расхаживающие по улицам.

Естественно, вестерн возник не на голом месте. Его появлению предшествовали литературные произведения Д.Ф.Купера, Т.Майн-Рида, Ф.Брет-Гарта, Г.Эмара, Д.Лондона, написанные, как правило, в приключенческом жанре и повествующие о событиях, связанных с покорением Дикого Запада Америки. Также в конце 19, в начале 20 века в Американских Соединенных Штатах были популярны цирковые шоу-представления, которые реконструировали те или иные события из недавнего прошлого Америки. В этих шоу принимали участие настоящие представители коренного населения, и даже известные индейские вожди. Вот откуда росли ноги у вестерна. Это жанр по большей части ЗРЕЛИЩНЫЙ, мало имеющий общего с настоящей историей.

Итак, ВЕСТЕРН, как жанр, зародился в США еще на заре кинематографа. Нет необходимости подробно описывать в этих заметках историю ВЕСТЕРНА, любой желающий может в интернете найти интересующуюся информацию. Надо сказать, что за это столетие многие фильмы этого жанра пополнили золотой фонд мирового кинематографа. Он успешно развивался параллельно с другими жанрами кино. Благодаря своей зрелищности и расчету на массовую аудиторию ВЕСТЕРН выходит за границы Америки, стоит сказать, что в 50-60-е годы у себя на родине он переживал не лучшие времена. Может быть, поэтому в начале 60-х г. прошлого века этот жанр прописался на других континентах и чувствовал себя весьма не плохо. Производством ВЕСТЕРНОВ занялась  Восточная и Западная Европа. Ну, разумеется и СССР. Произошел какой-то вестерновский БУМ!

Первыми прорывами ВЕСТЕРНА  Европы  были малобюджетные итальянские фильмы Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой», «На несколько долларов больше» и др. Эти фильмы дали начало целому жанровому направлению, пренебрежительно названные журналистами «спагетти- вестерн». Кстати, в этих фильмах сыграл свои первые значительные роли малоизвестный в то время Клинт Иствуд. Параллельно снимались западногерманские «штрудель- вестерны» по произведениям немецкого писателя Карла Мая о вожде апачей по имени Виннету.

Эстафету европейского вестерна подхватили в Румынии, Польше, Чехословакии, ГДР, СССР.

   Хочу провести небольшой обзор на тему «ВЕСТЕРН В СССР». Я буду рассматривать период 60-х- 80-х г. прошлого века, когда в нашей стране был пик популярности этого жанра.

 Одной из первых ласточек стал американский вестерн «Великолепная семерка», вышедший в советский прокат в начале 60-х. Как вы помните, те годы считались у нас РАЗВИТЫМ СОЦИАЛИЗМОМ. А главным нашим врагом считался «ЗАГНИВАЮЩИЙ В СВОЕМ ИМПЕРИАЛИЗМЕ ЗАПАД». Так что кинематограф, и не только он, находился под жестким идеологическим контролем. А зарубежное кино, попавшие на наши экраны, проходило «фэйс-контроль», фильмы из капиталистических стран, рассматривалось буквально «через лупу», дабы не пропустить идеологическую диверсию. Но всякая система, как известно, иногда дает сбои. Как в наш кинопрокат просочилась «Великолепная семерка» до сих пор неизвестно, но остался факт, что он имел большой КОММЕРЧЕСКИЙ успех. Однако наши идеологи быстро разобрались что к чему и в 1962 г. этот фильм волевым решением верхов был снят с проката с позорным клеймом «Воспевание культа насилия и жестокости, индивидуализма, а не коллективизма и т.д.». Надо сказать, что у себя на родине в США этот фильм не произвел фурора. Рядовой вестерн, сюжет которого был заимствован у японского фильма знаменитого режиссера Акиры Куросавы «Семь самураев». Но для советского зрителя, неизбалованного этим жанром, «Семерка» стала настоящей бомбой. Говорят, очереди в кинотеатры выстраивались километровые, касса в государственный бюджет шла неимоверная. Ни один «совковый блокбастер» не приносил такой прибыли, но…дальнейшее свидание с американским вестерном отложилось на 10 с лишним лет.

 Зато с продукцией социалистических стран проблем не было. Именно они, в основном, представляли вестерны на наших экранах. Вспомним, что же мы смотрели.

В первую очередь фильмы  студии  «Дефа» ГДР: 13 фильмов с неизменным  Гойко  Митичем в главных ролях. Спортсмен Г. Митич играл, по сути, одну роль, благородного и справедливого ИНДЕЙЦА, хотя и под разными именами, Чингачгук, Зоркий Сокол, Текумзе, Оцеола, Черный Барс

 Токей Ито, Ульзана

Стоит сказать, что свою кинокарьеру Г.Митич начал в качестве статиста еще в фильмах про Виннету, исполняя небольшие роли индейцев. Так что приглашение его на главную роль в фильме «Сыновья Большой Медведицы» не был случайным. Хочу еще отметить, что «След Сокола» был снят совместно со студией «Грузия-фильм» и эпизодическую роль знаменитого индейского вождя по имени Неистовая Лошадь сыграл Отар Коберидзе.

Несколько эпизодов «Текумзе» снимались в Ялте при поддержке киностудии «Мосфильм», «Апачи» и «Ульзана» в Узбекистане, под Самаркандом. Некоторые фильмы этой «гойкомитеческой» серии претендовали на историчность, ведь главные герои были реально существовавшие индейские вожди, Текумзе, Оцеола, Ульзана. От этой же студии были и фильмы «вне Г.Митича», это  комедийный «Пой, ковбой, пой» с Дин Ридом, «Союз племени ирокезов» и «Аткинс» с нашим Олегом Борисовым в главной роли.

а так же у нас шла пародия на американский вестерн из Чехии «Лимонадный Джо».

 Замыкает этот список два фильма румыно- французского производства из сериала «Рассказы Кожаного Чулка» по Д.Ф. Куперу «Приключения на берегах Онтарио» и «Прерия», а также серия чисто румынских вестернов под общим названием «Трансильванцы на Диком Западе».  

 Одновременно, как бы в виде реабилитации, советское киноначальство запустило в прокат и несколько фильмов капиталистического лагеря, в частности серию фильмов о Виннету- вожде апачей  (копродукция ФРГ-Югославия-Франция-Италия). Наверное, к вестерну можно отнести и «Зорро» с Аленом Делоном в главной роли (Франция-Италия), а также «Большое приключение Зорро» (Мексика).

Все вышеназванные фильмы пользовались огромной популярностью, особенно у молодежи. Вспоминаю те годы, когда не было ни видео, ни интернета. Ждали каждый фильм с нетерпением, а они выходили примерно 1-2 в год. Естественно, что смотрели не по одному разу и знали практически наизусть. Была одна досада на продукцию студии «Дефа». Мало там было «про индейцев» и слишком много политики. Безусловно, эти фильмы были с «идеологическим» душком. Благородные и свободолюбивые краснокожие воевали против коварных бледнолицых, среди которых попадались и приличные люди. Идеологический акцент расставлен четко: угнетенный пролетариат против разбушевавшегося империализма. В дальнейшем эту продукцию социалистического лагеря окрестили «ред. вестерном»,т.е. «красный вестерн».

 В фильмах про Виннету лично меня коробило обилие комедийных сцен не очень высокого качества в виде опереточных глупых персонажей, которые отвлекали от романтических серьезных событий.

"Виннету вождь апачей"
"Виннету вождь апачей"

Стоит добавить, что художественные достоинства европейского вестерна были весьма скромными, в отличии от американского. Ну, во-первых, ЕВРОВЕСТЕРН встал на уже протоптанную дорожку, пришел на готовенькое. Во-вторых, ВЕСТЕРН все-таки является не только частью американской культуры, но и истории США. Он жанр НАЦИОНАЛЬНЫЙ. Многие известные мастера кино приложили к нему руку. А вестерны, созданные за пределами Америки, являлись в первую очередь, продукцией коммерческой. Пожалуй, что лишь фильмы итальянца Серджо Леоне стали некоей ВЕХОЙ в этом жанре. Писали, что Леоне «вывернул наизнанку традиционный жанр американского вестерна с его стойкой мифологией, где главный герой был благороден и честен и всегда одерживал победу над Злом. Его персонажи, в самом деле, находились по ту сторону Добра и Зла».  

 Выход в 1974 г. фильма «Золото Маккенны» было первым нашим свиданием с настоящим американским ВЕСТЕРНОМ.

 Как он к нам проскочил? Вполне возможно, что опять по недосмотру киноидеологов, а может внутренняя политика нашей страны повернулась от «державности» к «либерализации». Ну и разумеется, что наш кинопрокат, закупивший его, намеревался хоть как-то поправить финансовые дела в бюджете на фоне весьма бледного кинорепертуара. Один факт, 2-х часовой фильм разделили на две серии!  То есть за просмотр зритель платили в два раза больше. Хотя, как выяснилось позже, «Золото Маккенны», вышедший в США  в 1966 г., не имел большого успеха в прокате, т.е. не сильно покрыл себестоимость производства, наши закупили его  по «дешевке» и не прогадали. В 1974 г. этот фильм побил все кассовые сборы советского кинопроката. «Маккенну» мы приняли на «ура».

В 1975 г. на наши экраны вышел еще один американский вестерн «Моя дорогая Клементина» Д.Форда, черно-белый фильм 1946 г.

 Увы, здесь наш кинопрокат просчитался…почти на 30 лет.

Эпоха кинопроката закончилась с приходом видеомагнитофонов.Когда вся мировая классика кинематографа стала доступна любому ценителю кино. В том числе фанаты вестернов получили возможность посмотреть практически все что раньше было не доступно.

Группа энтузиастов кино из Сибири. Вдохновлённые киновпечатлениями кинопроката времен СССР решили снять фильм в традициях приключенческого кино в жанре вестерн. Где удачно бы сочетались и классические вестерны и наши советские истерны. Так родился новый поджанр "Бурогоз-вестерн" или вестерн по Сибирски