23 января, по новому стилю, и 10 января по старому, день памяти Феофана Затворника (в миру - Георгия Васильевича Говорова).
Как не раз писал уже на этом канале: этот святой обладал даром простоты, понятности, методичности объяснений трудных вопросов христианской жизни.
В день его памяти немного о том, как объяснял святитель Феофан чин и порядок покаяния перед Богом.
1. Осознание своего греха перед Богом.
Это не констатация факта, а вера в Помощь и Любовь Божьи и личное отношение с Богом, связь с Ним, Богообщение.
Не то, что совершен факт, а то, что я сознаю, что этим сделал неприятно Богу и уменьшил в себе благодать Богообщения.
Без этого чувства и личного отношения покаяние формально и имеет слабый результат или не имеет вовсе. Святитель Феофан подчеркивает важность именно такого чувства и отношения.
2. Взятие на себя ответственности за совершенный грех.
Если нет ответственности за грех, есть лукавство и самооправдание.
Если нет личной ответственности за совершение греха, тогда вина за него перекладывается на других людей, на бесплотные силы (бесов), на обстоятельства.
Изменения и благодати такой подход не дает. Это самообман.
3. Решимость оставить грех,
возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе.
Сопротивление греху - один из слабых моментов в покаянии, как считает Феофан Затворник. И не только он, но и другие святые отцы и духовно опытные люди.
Трудно отказываться от излюбленного греха. Начинается мудрование (а вообще это грех или не грех, а если я люблю его, то любовь, ведь, - добродетель; оправдание себя, уход в стороны). Потому иногда приходится искоренять его не за один раз, и на уровне не только греха, как внешнего поступка, но глубже, внутри - на уровне страсти и помысла.
Решимость укрепляется главным смыслом: благодатное Богообщение, жизнь в согласии с Богом, Помощь Божья по жизни, стоят гораздо дороже и выше любви ко греху. Отказ от малого (греха) во имя Большего (Богообщения). Вопрос смысла и осмысленного выбора каждого человека.
4. Молитва Богу о прощении.
Господь, не мы сами, Дает нам силы сопротивления греху и Он прощает и отпускает грехи, не мы сами. Особенно те, которые глубоко вросли в нас и мешают исподволь, не примечаемые.
Когда мы осознаем и меняемся сами перед собой, то делаем это на поверхности (для мелких, слабо укорененных грехов иногда бывает достаточно этого). И грех, страсть удобно возвращаются снова.
Бог, дарящий прощение, делает это масштабней и комплексней: Он умиряет сердце, дает силы сопротивления, вразумляет и укрепляет в противоположной добродетели, дает силы трезвения ума, чтобы не допускать грех гораздо раньше, при самом тонком начале искушений - на этапе предчувствия, ощущения, скрытого желания и помысла. В этом - Сила Господня в Помощь нам.
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов