3 апреля 1881 года. Петербург. Плац Семёновского полка. Отличная погода. Светит солнце, тает лёд на душе и между нами, как у любого нормального человека в начале весны, у любого, кроме пятерых стоящих на эшафоте с табличками "цареубийца" на груди. Ребята заканчивают свой маршрут, неизвестно, что тает в тот момент у них на душе, но лица остаются каменными и спокойными. До последнего.
Чтобы понять всю историю, так печально закончившуюся для наших героев, перенесёмся в чуть более раннюю весну 1881 года. А именно - в 1 марта.
Набережная Екатерининского канала.
По ней едет процессия императора Александра II . Неподалёку стоит миловидная девушка. Взмах белого платочка. Седьмое покушение на царя. Опять неудачное. Видно царя и правда Бог бережёт. Царь выходит из повозки , тут к нему вплотную подходит парень с белым пакетом в руках. Второй взрыв. «Пасхальный» подарок нашёл своего адресата. «Царь умер. Да здравствует Царь» . Все-таки седьмое покушение оказалось удачным, или считать это уже восьмым?
Один взмах милого женского белого платочка перечеркнул жизни царя, заговорщиков, а возможно и всей Российской Империи. Владелица платочка и руки, взмахнувшей им, была Софи. Кто ты?и зачем это сделала?
Лев Толстой назовёт ее «идейной Жанной Д’Арк» . Советская власть воспоёт ей дифирамбы .
Об истинных мотивах Софьи мы можем только догадываться или додумывать. Ясно одно. Такое было время. И если бы не Софья была бы другая. Нам остаётся вычленять лишь хорошее и давайте вычленим (простите за каламбур) любовь. Ведь Софья несмотря на свою роль в истории была всего лишь женщиной, полюбившей на свою голову хулигана. А дальше за ним в омут с головой и на эшафот без головы.
Эта история плохого (?) парня Андрея Желябова из крестьянской семьи , чью мать купили за 500 рублей, а тетку безнаказанно изнасиловал помещик (но тут - то все понятно) и плохой (?) девочки Софьи Перовской из дворянской семьи. Однажды Судьба свела эти две бунтующие души и повела дальше уже одной прямой , дав им возможность вопреки отсутствия у них официального статуса мужа и жена (куда уж , когда Желябов был женат, да и кого волнуют такие мелочи, когда вы горите одной идеей и не простой, а идеей убийства царя), но судьба дала им возможность быть вместе «пока смерть не разлучила их» в прекрасный весенний день в Петербурге 3 апреля 1881 на плацу Семёновского полка.
Очередная, оказавшаяся удачной, попытка покушения на жизнь Александра II началась с наблюдения, продолжавшегося почти три месяца: шесть человек под руководством Перовской ежедневно следили за выездами царя из Зимнего дворца. Наблюдения показали, что регулярно он посещает только развод караулов в Михайловском манеже по воскресеньям. Этой пунктуальностью царя и решили воспользоваться заговорщики. Путь следования царского кортежа пролегал по Невскому проспекту и Малой Садовой улице. Царь ездил очень быстро. Из манежа он возвращался по Екатерининскому каналу. Перовская заметила: на повороте от Михайловского театра на Екатерининский канал кучер обычно задерживает лошадей. Она нашла это место удобным для покушения.
В начале декабря 1880 года народовольцы Анна Якимова и Юрий Богданович под фамилией супругов Кобозевых сняли сырную лавку в полуподвале дома № 8 по Малой Садовой улице на углу Невского проспекта, откуда под мостовую к концу февраля 1881 года была прорыта галерея для закладки динамита. Подготовкой руководил Андрей Желябов. По его плану, если мина бы по каким-либо причинам не взорвалась или же кортеж не поедет по Малой Садовой, то четверо «метальщиков», находящихся на улице, должны были бросить в царскую карету бомбы. Если и после этого Александр II остался бы жив, то Желябов должен был прыгнуть в карету и заколоть царя кинжалом (ребята были настроены решительно).
Их всех поймают. И казнят. Несмотря на резонанс в обществе. За них будут писать люди разной величины: Толстой, Гюго...
Дело о цареубийстве рассматривалось в Особом присутствии Правительствующего сената 26-29 марта 1881 года. Подсудимыми были А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков, Г. М. Гельфман. Желябов отказался от защиты и выступил на суде с яркой революционной речью. Суд приговорил всех обвиняемых к смертной казни. Гельфман, ввиду её беременности, казнь отсрочили до рождения ребёнка, но из-за неоказанной медицинской помощи она умерла родами.
3 (15) апреля 1881 года Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов и Рысаков были повешены на плацу Семёновского полка. Все они впоследствии вошли в историю как первомартовцы.
Это было начало конца. Не только для первомартовцев, но и для всей России. Про этот день теперь на века нам будет напоминать "Спас на Крови."