Поляки отказались праздновать юбилей освобождения Варшавы советскими войсками. Поляки высказали претензии на якобы вывезенные войсками СССР объекты польского культурного наследия. Поляки предъявляют претензии за Катынский расстрел. И за крушение самолета с правительством в 2010 году. Короче, страдания поляков неисчислимы.
Польша - это очень своеобразное государство, от средневекового почти имперского величия она, благодаря своему внутриполитическому устройству, умудрилась скатиться до "вечно страдающей территории", пережить три раздела, на короткое время "стать независимой" после распада Российской империи, и... снова увязнуть в "сомнительных связях". А причиной этого, по моему скромному мнению, является комплекс "древнего величия", от которого сумела отказаться Швеция после Северных войн (и жить впоследствии припеваючи), и который снова и снова побуждает польское государство отплясывать польку на граблях.
Собственно, отказ нынешнего польского истеблишмента праздновать освобождение Варшавы скорее логичен, чем удивителен. С момента усиления гитлеровской Германии, когда стало понятно, что дело идет к новому перекраиванию границ, Польша стремилась в объятия Гитлера несмотря на то, что, согласно Версальскому миру, Польша получила т. н. "Балтийский коридор", отделявший от Германии восточную Пруссию и её руководители должны были понимать, что немцы этого так не оставят.
Однако, в конце 20-х и до, примерно, 1938 года у Польши хватало иных забот: она считала себя обделенной заморскими колониями, виня в этой недостаче, естественно, Российскую империю, тяжелая длань которой мешала полякам развернуться в "диких землях", и аппетиты других колониальных держав. Надо признать, что поляки, с их идеей национальной исключительности и национального величия семимильными шагами маршировали в сторону нацизма, и колониальные аппетиты только усиливали эти настроения.
Февраль 1928 года под предводительством бывшего польского консула в Бразилии Казимира Глуховского был организован Союз колониальных пионеров (пионер - это первопроходец прежде всего), основной идеей которого была пропаганда обретения Польшей колониальных территорий за морями. После этого, в конце 1930 года данная организация была переименована в Морскую и Колониальную Лигу (МКЛ).
Но мечтать оно хорошо, конечно, но, как говорилось в известной кинокомедии "всё уже украдено до нас".
Как быть? Сил отвоевать у кого-нибудь что-нибудь у Польши не было, и тогда они решили организовать "ползучую колонизацию" и начать, естественно, с Бразилии (не даром же застрельщиком этого движения был бывший консул - а Бразилия большая, и "там много диких обезъян"). Была и еще одна зацепка - в Бразилию действительно перебралось довольно много поляков, и в начале 30-х годов прошлого века их было около 150 тысяч человек. В МКЛ родилась идея - организовать в штате Парана (где было сконцентрировано большинство польских колонистов) железную дорогу, которая соединила бы поселения и позволила вывозить выращиваемое колонистами и ценную древесину в Польшу. Под это благое дело, МКЛ планировала выговорить у правительства Бразилии 2 миллиона гектаров индейских территорий ( с местными индейцами считаться не собирались).
Но у польских компаний, которым предложили эту концессию, не оказалось достаточно денег, а громкие вопли в польской прессе о планах "великой польской колонизации" заставили тогдашнего Президента Бразилии Жетулиу Варгаса насторожиться, и в итоге бразильская колонизация кончилась пшиком.
Но интересы Польши к заморским территориям не ограничивались Южной Америкой - богатства Африки тоже влекли "колонизаторов". В частности, земли Анголы посчитали достаточно удобными для "новых польских плантаторов", но тот же самый шум в польской прессе, который спугнул бразильского президента, напряг и португальское правительство (а Ангола была колонией Португалии) и те усложнили процедуры приобретения земли и иммиграции в колонии. И тут полякам опять обломилось.
Так как с "ползучим экономическим" вариантом не срасталось, Польша зашла со стороны политической и стала требовать себе "доли" через Лигу наций (тогдашний ООН): Польша требовала себе примерно одну десятую германских колониальных владений, соглашаясь на Того и Камерун, а от Португалии она требовала передать ей Мозамбик. Естественно, никто ничего не передал.
Велись переговоры с Францией, где речь шла об опеке над северной частью Мадагаскара, куда польское правительство хотело выселить своих евреев. Франция в принципе не возражала, на острове побывала специальная комиссия, признавшая эти места не совсем уж выморочной территорией, но в дальнейшие планы вмешалась Вторая Мировая война.
В Польше проходили самые настоящие демонстрации с требованиями "заморских территорий", выпускались открытки с видами пальм и тёплых морей и страдальческой подписью "Почему нас там нет?".
И правда, с чего бы так?
Ну, раз не срасталось с дальними странами, надо смотреть ближе. А кто у нас ближе? Тут двух толкований быть не могло: в датированном декабрем 1938 года докладе 2-го (разведывательного) отдела Главного штаба Войска Польского констатируется: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке… Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель – ослабление и разгром России».
Момент-то какой! Исторический! Замечательный!
Собственно, на основе наблюдений за польской внешней политикой знавший в том числе и об неафишируемых её нюансах Уинстон Черчилль и назвал Польшу "шакалом Европы". Грубо конечно, но...
И в этом направлении у Польши всё пошло не так, как мечталось.
Немцы блюли исключительно свои интересы: требовали вернуть Данциг, не поддерживали польские претензии на Киев и территорию советской Украины (самим нужнее), а после и просто "кинули" при разделе Чехословакии, вышвырнув вон поляков, собравшихся захватить чешские металлургические заводы в Витковице. С этого момента Польша развернула свой политический курс на 180 градусов и заключила союзные договоры с Великобританией и Францией. А потом было 1 сентября 1939 года, когда Польша, недавняя «союзница» Германии строившая великолепные планы войны против русских, стала жертвой германской агрессии…
Сейчас Польша нашла себе новых покровителей в лице США и надеется под их крылом что-нибудь себе выгадать, а заодно и от России откусить хотя бы предметов искусства (хотя никаких доказательств того, что поляки имею к ним хоть какое-то отношение, за 75 лет не представлено).
Но есть ощущение, что будет по известной поговорке: еlaeagnus (растение, иначе именуемое лох) - это судьба.
Решение еврейского вопроса в Польше: что делать, если не получилось выслать на Мадагаскар https://zen.yandex.ru/media/id/5d6b7b1c8f011100ad6af348/otchego-v-polshe-ne-liubiat-vspominat-pro-holokost-i-obidelis-na-putina-5e2fd846e4fff000ae0b4f0c