Американский классик Эдгар По (а именно он в западной культуре считается основоположником детективного жанра) создал детективную трилогию, которую завершает рассказ «Похищенное письмо». В нем писатель и показывает полицейских людьми очень активными, но не очень умными.
События, если кратко, такие. Из будуара королевской особы министр Д. крадёт письмо непростого содержания и начинает диктовать королевской фамилии свою волю. Тупо шантажирует. Письмо у министра необходимо срочно отнять, но сделать это надо по-тихому.
Префект парижской полиции мсье Г. приходит к частному сыщику мсье Депону и жалуется на неразрешимую задачу. В отсутствие министра Д. полиция обыскивала полностью весь его дом, но письма нигде не было.
По логике вещей, письмо должно быть у министра всегда под рукой, а значит, в доме. Но увы.
И тут, узнав, что за находку обещаны серьезные деньги, Дюпен приходит в дом к министру Д., находит искомое на самом видном месте, ловко умудряется подменить. Когда через месяц частный сыщик снова видится с префектом, он получает свой гонорар и отдает письмо.
Это была просто событийная канва рассказа «Похищенное письмо». Главное же совсем в другом. В рассказе приведены интересные психолого-философские монологи мсье Дюпена, поддерживаемые автором-повествователем.
И вот именно в них Дюпен объясняет незадачливому собеседнику, почему полиция не смогла. а он смог.
По словам Дюпена, министр оказался хитрее потому, что, помимо математического умственного склада, он имел еще и поэтический. То есть вор смог обмануть полицию, так как умел думать, как полицейский, умел поставить себя на место префекта Г.
Человек, укравший письмо, прекрасно понимал, что без него дом будут тщательно обыскивать, перелистывать каждую книгу и просматривать в лупу каждую трещинку. Поэтому он выбрал хитрый способ спрятать вещь — положить её на самое видное место.
Дюпен нашёл письмо в сумочке, висящей над камином. Оно просто было упаковано в другой конверт. Вещь действительно лежала на видном месте, где полицейские ее не заметили, а если заметили, то не обратили внимание.
Друзья, а вам не кажется, что в детективных историях расследование и его результат вечно притянуты за уши? Ведь Эдгар По словами своего героя отчаянно объясняет читателю, почему префект и его команда не догадались заглянуть в висящую над камином сумочку и проверить содержимое конверта.
Для них, с его точки зрения, это было бы слишком просто. Простота решения задачи, какой они не ожидали, и провела их мимо правильного ответа. Пугающая, так сказать, простота.
Для писателя, вроде бы, красивый ход. И в детстве, когда мне попался сборник рассказов Эдгара По, я согласился и поверил.
Заслушавшись и залюбовавшись рассуждениями и построениями Дюпена, в какой-то момент хочешь с ним согласиться. Он так красиво жонглирует конкретными и абстрактными понятиями, что очаровываешься и охотно принимаешь полицию за простачков.
А если еще и пробуешь отождествить себя с Дюпеном, вообще начинаешь думать, что и сам обвел бы вокруг пальца кого угодно.
Но положить, чтобы спрятать, на видное место — такое же заблуждение, как скрыть правду, сказав её в шутку. Правда, она и в шутливой форме правда.
Неужели кто-то думает, что префект при обыске действительно не обратит внимания на висящую сумочку и обманется конвертом?
Пожалуй, да. Я и сам когда-то не ставил под сомнения детективные художественные маневры. Просто не видел их. А они есть.