Эти госдеятели послевоенной Восточной Европы вошли в историю как проводники интересов Москвы.
Петру Гроза
Премьер и президент Румынии Петру Гроза в коммунистической партии не состоял, но к власти пришёл благодаря вмешательству советского руководства и считался большим другом СССР.
Лидер партии «Фронт земледельцев» Петру Гроза возглавил правительство 6 марта 1945 года. В новом кабинете министров коммунистов было относительно мало. Правительство оставалось коалиционным, хотя и проводило реформы в духе левых сил, а сам Гроза поддерживал особенно теплые отношения с Москвой.
В 1952-м Грозу оставил пост премьера и был избран председателем Президиума Великого национального собрания, фактически президента Румынии. В этой должности он оставался до самой смерти в 1958 году.
Эрих Хонеккер
Одним из наиболее ярких руководителей ГДР был Эрих Хонеккер. Он пришёл к власти в 1971-м благодаря активному вмешательству советского руководства.
Он фактически возглавил и партию, и правительство, до 1989-го вместе с министром госбезопасности Эрихом Мильке и секретарём ЦК по экономическим вопросам Гюнтером Миттагом он контролировал жизнь страны.
При нём активно подавляли выступления сторонников либерализации и воссоединения Германии. Не удивительно, что когда в СССР к власти пришёл Михаил Горбачёв, отношения Берлина с Москвой ухудшились.
Уйти в отставку Хонеккер согласился лишь в возрасте 77 лет, и то лишь после внутрипартийного конфликта.
Клемент Готвальд
Чехия стала последней страной, которая после войны была полностью занята советскими войсками, но сохраняла коалиционное правительство. Так продолжалось до 1948 года, когда в стране произошёл государственный переворот и коммунисты пришли к власти.
Всё началось с правительственного кризиса. Лидер компартии Клемент Готвальд, будучи премьером, потребовал от президента мандат на замещение освободившихся должностей. Начались массовые акции протеста, в столице были заблокированы ключевые учреждения.
Под угрозой гражданского противостояния президент Эдвард Бенеш уступил, а когда ему представили на подписание новую Конституцию, ушёл в отставку. Готвальд был последовательным сталинистом, сторонником национализации промышленности, коллективизации и чисток в руководящих структурах.
Болеслав Берут
Когда гитлеровская Германия и Советский Союз оккупировали и поделили Польскую республику, правительство страны бежало и было вновь сформировано в изгнании. Москва сделала ставку на создание нового правительства на основе Польской рабочей партии, которая в годы войны сменила Компартию Польши. Одним из её лидеров был Болеслав Берут.
Когда в 1944-м был сформирован прообраз парламента — Крайова Рада Народова, — Берут стал председателем этого совета. К власти сталинист Берут пришёл лишь в конце 1940-х. Социалистическая и рабочая партии слились, и он возглавил объединённую структуру как первый секретарь ЦК, а в 1952-м стал председателем совета министров.
При Беруте Польша стала очередным верным союзником Москвы. Оппозиция в стране была разгромлена, правительство в изгнании так и осталось в эмиграции.
Георгий Димитров
Он пришёл к власти в родной Болгарии на штыках Красной Армии после того, как в сентябре 1944-го части 3-го Украинского фронта заняли Софию и совместно с партизанами совершили государственный переворот.
Георгий Димитров был хорошо известен и в Союзе, и в Восточной Европе. В 1920-х он попытался осуществить вооружённый переворот на родине, бежал в Советскую Россию, потом был направлен в Берлин как представитель Коминтерна, вёл там пропаганду.
Болгария под руководством правительства Димитрова была настолько связана с Советским Союзом, что её называли 17-й республикой СССР. Впрочем, со временем эти отношения охладели. Проблемы оказались настолько глубоки, что когда Димитров умер во время поездки в Москву на лечение, тут же появились слухи о его отравлении.