Вот не нравится мне эта тенденция, когда критики по горячем следам бросаются писать отзыв. Режиссеры выстраивали историю, подбирали актеров (техников, визажистов и пр.) и создавали фильм явно не за один вечер, а тут приходит писака и давай раскладывать все по полочкам. Мол, мы такие умные, чтобы способны вас постичь на раз-два, господин Квентин.
Я поклонница Тарантино, поэтому знала, что его новый фильм "Однажды в Голливуде" мне зайдет и отложила его до особого случая. Посмотрела первый раз - полный восторг! Я хохотала, повизгивала от удовольствия, сжимала пальцы до хруста. Себя забыла, пока смотрела. А потом посмотрела еще раз, прикрыв рот и восстановив дыхание (обеспечив приток кислорода к голове), и услышала, о чем говорил автор.
Тарантино - мой режиссер. Нет такого фильма, который бы мне не нравился. Но мой вкус в его фильмах избыточно фонтанирует крови, но вот по части сторителлинга у меня нет к нему вопросов. Он *ый гений.
Он сумел разбить рабские оковы навязываемых смыслов и воспарить в поднебесье, где ему никто не указчик. Он настолько свободно чувствует себя на этой высоте, что просто диву даешься. Его мнение не только актуально, оно еще и визуально привлекательно. Каждый его кадр - картина старого фламандского художника.
"Однажды в Голливуде" фильм незаурядный, но он встроен в современный контекст, и кроме старых тарантиновских шутчек мы можем видеть в фильме атрибуты "лалаленда".
За основу Тарантино взял жуткую историю, просто ужасный триллер, который случился наяву. Нет наверное людей, которые бы не слышали про кошмарную историю Шарон Тейт. Так или иначе, мы, потребители западного киноискусства, хоть раз, да встречали упоминание о той роковой ночи, когда была зверски убита прекрасная девушка, носившая дитя. Убита со всякими сатанинскими штучками, в угоду человеку, чье творчество питается отбросами человеческого мышления.
Эта история не должна была произойти. Она слишком ужасна. Такого не должно случатся на белом свете.
Об этом хотя бы говорит тот факт, что такой ма..кер, как Квентин, снял по ее мотивам фильм, полный нежности, летнего тепла и уюта.
Но Квентин был не был Тарантино, если бы через старую историю не пытался сказать нам о важных вещах.
Сейчас вот женщины поднимают волну о притеснениях. И нельзя сказать, чтобы совсем уж на пустом месте. Прецеденты имеются. Но в любую эпоху были женщины, которые брали власть и не спрашивали на то одобрения мужчин. Как это происходило?
Они просто делали то, что делают мужчины. И делали во сто крат лучше. Ну вот попробуйте такую не уважать. Не выйдет. С умными, сильными дамами считаться приходиться. Они не требовали, не канючили, они делали.
Итак, первый урок Тарантино.
1. Девушки, если хотите равных прав и возможностей, измените подход. Будьте серьезны и требовательны к себе. И никогда, слышите, никогда не включайте "девушку в беде". Придут, спасут и снова в замке запрут. Это замкнутый круг. Для иллюстрации метода Тарантино берет девочку лет восьми. Устами младенца, как известно, глаголет истина. Хитер все-таки бобер!
2. Меньше базара - больше дела.
Забавно читать спортивную прессу перед каким-нибудь легендарным противостоянием. Чего только не понапишут перед "эль-классико" в испанском чемпионате, где "Барса" выходит против "Реала". Журналисты пишут обо всем, на чем можно заработать деньги. Когда основные темы заканчиваются, перескакивают на скамейку запасных-запасных, состояние поля и жену тренера. Перед сражением ярому болельщику все съедят. Журналисты в этом смысле большое зло. Вот углядит ушлый комментатор некую тенденцию в том, что форвард мечи не забивает, и давай его долбать - "полоса невезения", " период неудач" и т.д.
Футболист и так из колеи выбит, ведь у него ничего не получается, а тут еще изо всех утюгов кричат, что он "проклят". На нервы действует. В ответ футболисты придумали довольно оскорбительный жест, его можно назвать "бла-бла-бла" или "собаки лают, а караван идет". Как только футболист прерывает голевую засуху, он тут же принимается его исполнять. Мол, а вы говорили.
Те, кто смотрел фильм "Однажды в Голливуде", наверно поймут, что сейчас я пройдусь по Брюсу Ли, вернее будет сказать по его киношному образу. Лихо его Питт впечатал в машинку, скажите? Я помню в новостях мелькало, что дочь Брюса обвиняла Тарантино, что он поглумился над памятью отца. Есть за ней правда, но Тарантино художник, а его фильм - это интерпретация реальности. Все, кто добился славы, должны быть выше таких вещей. Мое мнение скромное.
Звуковая дорожка Тарантино это особая история. В эпизоде, где Брюса Ли "колошматит" каскадер Клив Бут, она добавляет комичности происходящему. Урок Тарантино номер два гласит, самый опасный человек не разевает попусту рта.
3. Урок об ответственности. Психология медленно входит в нашу жизнь. Сегодня уже не модно глушить водку, сегодня в тренде изливать печали на сеансе психолога. Лечить неврозы полезно, однако психотерапия возымела побочный эффект. Всякий теперь хочет переложить ответственность за свои неудачи на других людей. Мол, в кино полно жестокостей, поэтому я и стал убийцей. Нет, так дело не пойдет. Это позиция инфантила. Не хочу проходиться по Грете, но вот так вскользь приспущу покрывало с Исиды. Когда осознали проблему, пора сбивать лапками масло. Как думаете, каков вклад хиппи в прекращении войны во Вьетнаме? Стало ли хоть одному солдату легче от того, что они свободно всех любили и лоботрясничали?
4. Ну и напоследок. Квентин не случайно выбрал в герои ковбоев, персонажей вестернов, где женщинам дозволялось только плакать и принимать поцелуи. Ковбои в современном мире - это как парогенератор в викторианскую эпоху. Совершенно не к месту. Своим финалом - весьма оптимистическим, радостным, спасительным - Квентин точно говорит: "Эй, ребята, неужто так плохо, когда мужик остается мужиком, а не превращается в размазню".
Квентин Тарантино не диктует свою "злую" волю, он прогоняет через куб образов свои мысли и предлагает поразмышлять зрителю на тему женского и мужского. Не слишком ли мы (они там у себя, вообще-то) переусердствовали с темой домогательств, не перегнули ли палку?
Сейчас митушная (MeToo) истерия сошла на нет, но она изменила мир.
"Мужчиной и женщиной, - словно говорит Тарантино, - делают вас не первичные половые признаки. Что дурного в том, что женщина красива, а мужчина сильный? Эпоха маскулинности была не так плоха, зарубите себе на носу. Было бы больше порядочных мужиков, глядишь, и *ерьма случался бы меньше".