Найти тему

Требования к оформлению задач в школе: логически обоснованный стандарт или придирки системы?

Вопрос вообще не новый. И чаще всего возникает именно при разборе математических задач. Я, например, до сих пор не разобралась, где "правильное оформление" действительно нужно (например, по нему видно, что ребёнок действительно понял задачу и решил её сам по какой-то схеме, а не с помощью калькулятора), а где - просто "потому что так надо". Те самые "отступи две клеточки", "нарисуй чёрточку и стрелочку", "поставь над цифрой точку", как будто без точки и стрелочки не всем понятно... Сыну часто снижают оценки, потому что он хорошо считает в уме, и иногда за своей скоростью забывает прописать все положенные этапы. Причём его на олимпиады отправляют за его математические способности, а в тетрадях - "трояки". Двойные стандарты. Как математика - вроде хвалят, а как бюрократа - регулярно исправляют. И я пока не знаю: на олимпиадах тоже оценивают правильное оформление, или упор делают всё-таки на решении задач?

Вот сегодня обнаружила интересную статью, в которой вроде обосновали этот подход. Но я так и не поняла логики. Решила поделиться: может, я не туда смотрю? Итак, цитирую.

"Часто при решении задач типа: "Фермер продал 9 покупателям по 2 л молока. Сколько всего литров молока он продал?", в начальной школе можно увидеть перечеркнутое ребенком решение 9х2=18 (л)
и правильную запись учителя 2х9=18 (л)

При этом ребёнку снижается оценка и задача считается решённой неправильно.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Почему учителя снижают оценку за неправильный порядок множителей в задаче?
Всё дело в том, что ключевым навыком, которому обучаются дети во втором классе, является ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА УМНОЖЕНИЯ: УМНОЖЕНИЕ - это СЛОЖЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЧИСЕЛ.

И согласно этому самому смыслу умножения, запись 2х9 обозначает следующее: по два (например, литра) взяли девять раз (9 покупателей), и записать это можно еще вот так: 2+2+2+2+2+2+2+2+2.
Запись 5х14 обозначает: по пять взяли 14 раз.
100х3 обозначает: по сто взяли три раза
Тогда как 9х2 — по девять взяли два раза.

Вернёмся к задаче.
Фермер продал 9-ти покупателям по 2 литра молока.
Другими словами, по 2 литра молока взяли 9 покупателей: 2х9=18 (л)

Если записать 9х2, то получится следующее: по девять покупателей взяли два раза. Кто взял? Зачем взял? Куда взял?)) "

Конец цитаты, далее начинается моё вникание. Если 5х14 обозначает "по пять взяли 14 раз", то ведь можно не только множители переставить, но и слова русского языка, оставив неизменным смысл. Вот: 14х5 - 14 раз взяли по пять. 5х14 = 14х5 "По пять взяли 14 раз = 14 раз взяли по пять". Ну разве нет? Однако мне отвечают, что это только множители в обычном примере можно менять, который, очевидно, ни с какой задачей не связан, и сам по себе смысла не имеет. А вот в задаче у умножения видимо появляется смысл, который можно выразить, только если цифры расположить в правильном порядке. И вот у меня это как-то в голову не заходит. Почему словами я могу объяснить ребёнку, что 2х9 - это "по два литра молока взяли девять покупателей", и 9х2 - это ТОЖЕ "девять покупателей взяли по два литра молока" (кстати, это даже звучит приятнее), но в тетради "неправильно записанная запись" начинает звучать как "по девять покупателей взяли два раза"? По-моему, умножению здесь придали какой-то дополнительный смысл, по которому одна цифра обязательно должна стоять впереди. А переместительное правило - оно работает само по себе, отдельно от логики?

Где-то случился переворот, и "Царицу наук" свергла (или существенно подвинула на второй план) бюрократия...