В советское время было принято много говорить о мощи белых армий, которые «снабжались Антантой». Впрочем, этот «ленд-лиз» от «иностранных партнеров» имел как ограниченный характер, так и счета, которые белым, в случае успеха, пришлось бы оплачивать. Возможно, как Германии — десятками лет.
Кроме того, у красных были царские запасы и промышленные мощности центральной России. А это, как мне думается, гораздо круче, чем ограниченная заокеанская помощь «в кредит» да по неспокойному тылу (вспомнить хотя бы ситуацию с Колчаком). Я уже молчу о «солидарности» западных рабочих с советской Россией.
Но все же, было у белых кое-что оригинальное. Чего не было ни в царской армии, ни у большевиков. Танки.
Вот только... они им особо не помогли. И дело не в красивых лозунгах а-ля «народ, правда, боги, судьба были за большевиков»... Бесполезность для белого дела танков признали сами большевики, например, во втором томе «Гражданской войны» 1928 года.
«...Танки не нашли широкого применения в гражданской войне. Их применение не давало столь решительных результатов, как на западно-европейском театре. Причинами, ограничивающими возможность использования и результаты использования танков, надо считать отсутствие массового их производства и применения...»
Да, это так. Пик танкового применения — 1919 год. На этот момент у белых юга (ВСЮР Деникина) было 74 танка, исторический максимум. И да, это довольно много, если сравнивать с другими фронтами белых, там вообще — кот наплакал.
На Севере России — было только шесть танков.
«...Единственный танковый бой в Северной России произошёл 29 октября, и это было единственным ярким пятном в истории русской Северной армии. Танки вместе с пехотой атаковали вдоль железнодорожного полотна...» (с) Майкл Гроббель, Танковая атака на Севере России.
На Северо-западе, у Юденича — тоже только несколько, в составе ударного батальона.
А у «Адмирала»... У Адмирала танков не было вообще. Ландшафт неподходящий-с. Правда, есть информация, что десять танков интервенты все-таки привезли во Владивосток, но... эти машины были угнаны (!) железнодорожниками прямо с полотна. Про такое только кино снимать. Представляете: «Железнодорожники: угнать танки у Колчака».
Плохо обстояло дело и со специалистами, способными отремонтировать танки. А ведь им ремонт требовался буквально «по любому поводу», зачастую танки просто ломались в процессе передвижения, даже не доезжая до врага. Вновь передаю слово большевикам:
«...Ограниченное количество танков приводило к непрерывному использованию одних и тех же машин, без своевременного, достаточно умелого и тщательного ремонта...»
Но фатальной проблемой стал даже и не этот аспект. В некоторых сражения танки реально добивались успеха, как у «черного барона» Врангеля, во время штурма «красного Вердена» Царицына. Штурм этот увенчался успехом именно благодаря танковой атаке. В Донецком бассейне тихоходная бронетехника также пользовалась популярностью:
«...Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили...» (с) Б. Штейфон, Кризис добровольчества.
Как видим, имел место мощный фактор морального воздействия на противника. Полагаю, вчерашние крестьяне действительно были шокированы появлением такого «чуда-юда»: они ведь подобного ранее не могли видеть, разве что в кошмарах.
Но... Эти танки были слишком громоздкие и тихоходные для маневренной Гражданской войны:
«...Сказывалось также несовершенство самых типов танков, разработанных в расчете на применение в условиях позиционной войны, и, наконец, плохие дорожные условия, затруднявшие передвижение вспомогательного автотранспорта и вынуждавшие чрезмерно использовать самостоятельное передвижение танков вне боя...» (с) Гражданская война 1918—1921, 1928 года, том 2.
К концу войны немногие преимущества танков сошли на нет: красноармейцы к «монстрам» попривыкли и научились бить их артиллерией, что доказали бои с врангелевцами на Каховском плацдарме.
Некоторые «белогвардейские» и «интервентские» танки стали основоположниками бронетанковых частей уже РККА, по их образу и подобию конструировали первые советские махины. Иные же белые танки до сих пор стоят в Луганске, Харькове и в Архангельске...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.