Комплекс мер по преодолению продолжающегося ливийского кризиса был согласован в широком документе на берлинских переговорах, заявил и. о. главы МИД РФ-и именно ливийцы должны сами принять эстафету мирного процесса.
Согласованный на конференции документ охватывает несколько аспектов, над которыми необходимо работать для урегулирования ливийского кризиса, заявил журналистам и. о. министра иностранных дел России Сергей Лавров по итогам встречи, которая длилась около пяти часов.
"В нем есть глава, посвященная вопросам безопасности, которая, в частности, включает меры по поддержанию стабильного режима прекращения огня”, - сказал министр. В других предложениях говорится, что все сектантские группы Ливии, этнические и политические, должны пользоваться природными ресурсами страны.
Специальная глава также посвящена гуманитарным вопросам и бедственному положению ливийских граждан; есть глава, регулирующая международную поддержку Ливии, которая должна предоставляться под эгидой ООН. Россия настаивала на приглашении ливийских лидеров.
Ливийская мирная конференция могла бы закончиться по-другому, если бы Россия не настаивала на приглашении на встречу лидеров двух основных ливийских воюющих группировок, заявил глава МИД.
Именно из-за нашего настойчивого требования организаторы конференции отказались от своей первоначальной идеи созыва конференции без участия ливийских сторон.
Он также добавил, что Москва выступала за расширение круга участников конференции за счет включения в нее региональных соседей Ливии, что в конечном итоге было принято другими странами.
В саммите наряду с лидерами России, Германии, Франции и Великобритании, а также госсекретарем США приняли участие глава правительства Триполи, поддерживаемого ООН, генерал Халифа Хафтар, командующий Ливийской национальной армией, которая контролирует большую часть страны. Их участие было основополагающим для мирных переговоров и помогло всем сторонам сделать еще один шаг к разрешению кризиса, заявила в воскресенье ведущая саммита канцлер Германии Ангела Меркель.
"Было важно, чтобы ... премьер-министр Саррадж и генерал Хафтар назначили своих представителей на заседание военной комиссии “пять плюс пять“, - сказала она, добавив, что эта комиссия должна стать” основой" для устойчивого режима прекращения огня.
Далеко еще идти?
Хотя Лавров высоко оценил итоги конференции, он подчеркнул, что это небольшой шаг к резолюции, по сравнению с тем, где стороны находились после предыдущих знаковых переговоров в Москве. Он назвал Берлинскую встречу “полезной“, но сказал, что ее участники, тем не менее, не смогли заставить двух соперничающих ливийских лидеров начать содержательный, устойчивый диалог, поскольку разногласия между ними все еще "слишком велики".”
В первой московской встрече, состоявшейся в минувший понедельник, приняли участие Хафтар и Саррадж, а также министры иностранных дел и обороны России и Турции; она продолжалась более шести часов, но не завершилась подписанием соглашения. Однако тот факт, что он объединил обе группировки в Гражданской войне в Ливии, сам по себе был большим достижением, хотя они по-прежнему отказывались сидеть в одной комнате, как и в Берлине.Как ГНА, так и ЛНА по большей части соблюдают режим прекращения огня, к которому призывают Москва и Анкара, что побуждает лидеров проявлять осторожный оптимизм в отношении возможности установления мира.
Теперь согласованные в столице Германии берлинские предложения будут дополнены перечнем идей, которые” международное сообщество могло бы использовать для создания условий для того, чтобы ливийские стороны сели за стол переговоров и начали договариваться", сказал Лавров.