К 25-летнему юбилею франшизы, после перерыва длиной в 17 лет, на экраны выходит третья (и, вероятно, заключительная) картина «Плохие парни навсегда». Мария Михайлова рассказывает, каким получилось возвращение знаменитого боевика – ностальгическим или совершенно новым.
В свое время «Плохие парни» стали настолько популярны, что сформировали устойчивый образ «дерзких парней на страже порядка», подняли престиж профессии полицейского и даже положительно повлияли на систему стереотипов об афроамериканцах (сместили фокус с «опасного гэнгста» на «отчаянного уличного героя»). Возвращение «парней» на экраны изначально стало для создателей серьезным вызовом – необходимо было как удержать заданную планку грубого юмора и бойкого экшна, так и не скатиться в самоповторы и неуместную ностальгию. То, что в итоге вышло на экраны, вполне может порадовать зрителя: режиссерам удалось сохранить баланс и, пусть не идеально, но сделать концовку трилогии выразительной.
Почти сразу зрителю становится понятно, что основной сценарный акцент сделан на взаимоотношения между главными героями. Мартин Лоуренс и Уилл Смит не выходят из привычного амплуа, но все же заметно меняются: их персонажи постепенно стареют и вынуждены начать говорить о том, что ждет из после окончания карьеры полицейского. Маркус радостно и с наслаждением вырывается на пенсию, в то время как Майк упорно не признает, что в его жизни может быть что-то кроме борьбы с преступностью, крутых тачек и красивых девушек. Так между героями развивается конфликт – весьма предсказуемый, но вполне подходящий для формата массового боевика. Заметно, что сценаристы не решились на какие-то серьезные драматические эксперименты, но в данном случае это не мешает восприятию картины. Основная линия сюжета, как и всегда, основана на борьбе с опасными преступниками – и в сочетании с душевными сомнениями и ссорами старых друзей итоговый фильм выглядит органично. Впрочем, путь, по которому пошла съемочная команда, все-таки больше ориентирован на фанатов франшизы: для того, чтобы привлечь к экранам новых зрителей, оригинальности заметно не хватает.
Что касается исполнения – здесь тоже нет каких-то видимых нововведений и изменений. Основными стержнями картины по-прежнему остается бойкий, с обилием боевых сцен и крутых виражей, экшн и мужской грубоватый юмор. И, конечно, общая атмосфера фильма, основанная на маскулинности, эпатаже, реп-культуре – обязательные атрибуты плохого-хорошего темнокожего парня. Если с точки зрения экшна все осталось примерно на том же уровне, то со стороны юмора есть некоторые изменения – впрочем, тоже очень предсказуемые. В заключительной части «Плохих парней» шутят про старость – Уилл Смит подкрашивает седину на бороде, Мартин Лоуренс не скрывает свой живот и одышку, а в сюжете появляются шутки про конфликт поколений. Вряд ли такой юмор сможет всерьез рассмешить зрителя и заставить его запомнить хотя бы пару шуток, но он выглядит наиболее логичным как для аудитории, так и для создателей картины.
«Плохие парни навсегда» - средний и немного «скромный» фильм. В нем нет замашек на какой-то особенный размах или интригу, но главное все-таки осталось: любимые актеры, знакомые атрибуты, много движения и привычный юмор. Важно, что режиссеру удалось сохранить общую атмосферу предыдущих двух частей – возможно, для концовки такой известной франшизы это действительно ключевой пункт.