Зима. Время, когда в поля с металлоискателем в Подмосковье вот так сразу и не сорвешься. Межсезонье, мать его так:( С рыбалкой тоже как то не очень в этом году, льда толком нет. А зимний спиннинг - я не большой любитель этой темы, увы.
Руки чешутся в ожидании весны. В голове крутятся всякие мысли, которые я и оформляю на Дзене в статьи вместо того, чтобы писать нормальные отчеты о выездах.
_____
Сегодня задумался вот о чем.
Можно (а иногда и нужно) долго дискутировать о том, насколько плохи или хороши российские законы о кладоискательстве, и как сделать так, чтобы их изменить в лучшую сторону (английская правовая система, например).
Только не нужно это. Проще копать, не светить хорошие находки без нужды, не наглеть сверх меры (ОКНы, прочие особо охраняемые территории и т.п.), и не заморачиваться. Главное, чтобы с совестью в ладу. Совесть то, как известно, не просто в курсе - она в доле.
А муки совести, в свою очередь, как и вечные споры между профессиональными историками/археологами, с одной стороны, и любителями приборного поиска по старине, с другой, выливающиеся в те или иные запреты на поиск, сводятся к простому:
Как и где провести границу между любительским копом и археологией?
Иными словами: как отличить, где я просто ищу и копаю в удовольствие, а где наношу непоправимый вред нашей и без того тяжелобольной науке.
С точки зрения "археологов в законе", всё просто и прозрачно. Границы нет. Любой, кто не археолог и не с открытым листом, но ищет - тот черный копатель. Негодяй и барыга, роющийся в земле исключительно ради того, чтобы потом продать находки и заработать на этом денег.
Ну, про заработок с металлоискателем я уже писал как то. Заработать, продавая находки, может быть, и возможно, но крайне сложно. И это уже будет не отдых/увлечение, а серьезная работа.
Скорее металлопоиск, как и любое хобби, априори является делом затратным.
С точки зрения поисковиков предложения звучат самые разные. Вот, пожалуй, одно из самых адекватных среди виденных мною:
Когда-то на заре закона о кладоискательстве было выдвинуто такое предложение: "от Петра". В нём предлагался вполне простой выход. Период Императорской России должен был стать рубежом дозволенного + нумизматика (проволочные монетки). Вся культура до Петра - табу.
С такой формулировкой скорее готов согласиться, чем не готов. Послепетровские времена достаточно хорошо изучены и каталогизированы, хоть по монетам, хоть по металлопластике, хоть по хозбыту.
Но это моё видение ситуации, видение дилетанта от истории.
А вот один читатель моего блога, будучи археологом, высказался о том, что даже не от Петра надо смотреть, а от массового появления письменных источников. То есть, по его мнению, века от XIV. Цитирую его ниже, немного исправив стилистику:
Я - археолог с 12 летним стажем, преподавал методику раскопа. Послушал своего коллегу и понял, как можно вешать лапшу непосвященным. Во первых, вся археология заканчивается в 14 веке и начинается этнография. Появление большого количества письменных источников сводит на нет все артефакты, найденные при раскопках, как научный материал для исследования. Просто ничего нового мы не узнаем и историю не перепишем. А вот высокохудожественные ценные предметы находят и будут находить. Только это уже не наука, а кладоискательство.
Правда, как по мне, письменные источники в количестве и ассортименте - это не XIV, а скорее XVI век. Но сама идея мне нравится.
____
Сами то как думаете, уважаемые читатели... можно ли всерьез рассматривать как серьезного ученого того, кто считает важным и исторически ценным материалом по, допустим, елизаветинско-екатерининским временам, монеты-потеряшки с полей?