На небе пьют, а нам бутылки сдавать.
Немного общей информации:
Действие фильма идёт на территории Беларуси в 1943-ем году. Он смотивирован «Хатынской повестью» Алеся Адамовича, но не основан на ней. После прочтения Климов познакомился с автором и прочитал ещё пару его книг. Сцены с горящим амбаром, например, взяты из книги «Я из огненной деревни». Фильм идёт два часа двадцать две минуты, но не ощущается так. Актеры, конечно, не профессиональные. Гг вообще пришел на съёмки чисто друга поддержать. На съёмках использовали реальные боеприпасы, от чего актеры и массовка пересирались так, как и должны были. Климов впервые применил стедикам, чтобы создавалось ощущение отстранённости от происходящего.
Климов всегда хотел снять фильм про Великую Отечественную, ибо у него остались яркие впечатления из детства. Плюс он был недоволен своим прошлым фильмом и хотел реабилитироваться в своих глазах. Мне бы такой метод борьбы со разочарованием в себе.
Сценарий фильма назывался «Убейте Гитлера»: название было задумано в глобальном смысле, как призыв убить дьявольское начало, в первую очередь, в себе. Название изменили, ибо имя Гитлера в нём никого не привлекало. Поэтому (кто бы мог подумать), название взяли из Библии.
И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри».
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;
И дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Кроме названия, Климов не уступил ни одной правке.
Сцена, где главные герои продираются через топкое болото, была воспринята как «пропаганда эстетики грязи»; раздавленный старостой муравейник — «унижающее уподобление нашего народа муравьям», а расстрел коровы на ночном поле — «натурализм» и «смакование». Возражения вызвали и сцена сожжения деревни, так как в ней «отсутствовал размах партизанского движения», и отказ Флёры от выстрела в Гитлера-младенца, охарактеризованный цензорами как «всепрощенчество, абстрактный гуманизм и неклассовый подход».
Из-за того, что актер, играющий Флёру, был непрофессионалом, нужно было подготовить его к сложнейшим переживаниям, но и защитить от стресса. Климов с психологами и гипнологами заранее разработал подробную систему психологической защиты, включавшую тестирование и вход в подсознание, насыщение знанием и разгрузку во избежание психических нарушений. Но гипноз ни разу не использовался. Вместо него Климов и гг практиковали аутотренинг.
По хорошим моментам:
- Первая сцена, где дети копают землю, где лежат трупы, чтобы найти у них оружие. Ибо на войну без оружия не пустят.
- Деталь, когда Флёра (гг) идёт по болоту страдающий (оставили в лагере, вместо того, чтобы отправить защищать точку), и наступает на гнездо. И давит почти вылупившихся птенцов.
- Когда немцы сбрасывают бомбы на лагерь в лесу, вначале слышны звуки ударов, а потом они сменяются звоном в ушах. И дыханием гг. Звук в целом тут очень нагнетающий. В конце там вообще партизаны уходят в лес под «Реквием» Моцарта.
При озвучивании некоторых сцен для создания нужного эффекта одновременно использовались несколько десятков исходных фонограмм. Например, фонограмма, сопровождающая кинохронику и сцену расстрела портрета Гитлера «собрана» из 80 магнитных лент с диалогами и репликами и 20 шумовых записей.
4. Когда Глаша и Флёра возвращаются в его деревню, там никого, все ушли. Но в горшке тёплый суп (а за стеной дома Флёры куча расстрелянных трупов, собственно, отсюда начинаются ужасы войны).
5. В общем, очень много хороших деталей (такой и был план режиссера). Это и сцены (забрали корову у дедка, танцы под дождём, немецкий «клоун», который случайно затолкнулся в амбар с жителями деревни и орущий, чтобы его выпустили), и буквально детали (винтовка Флёры, брошенные игрушки его сестёр, чучело Гитлера, дудка в зубах изнасилованной девушки), и особенно ужасы войны (ступня — всё, что осталось от подорвавшихся мужиков, расстрелянная корова, бабушка на кровати, на фоне горящего амбара).
6. В конце Флёра стреляет в плакат с «Гитлером освободителем» и документальные кадры самого Гитлера и всякого прочего крутятся в обратной перемотке. Как будто бы выстрелы Флёры исправляют всё то, что натворили нацисты за войну. Это хороший пример использования документальных кадров в игровом кино. Плюс в конце ещё статистика в одном кадре, сколько белорусских деревень было сожжено вместе с жителями.
И спасибо за документальные кадры трупов в конце, фильм. Не очень то и хотелось рано лечь спать сегодня.
Больше хороших деталей:
По тому, что мне не нравится:
- Глаша очень криповая в начале. В первой сцене, где они с Флёрой разговаривают, они вначале плачут, потом смеются, потом Глаша загоняет речь про то, что Флёру пожалел командир (Косач?), а потом другую речь, что она ради него на всё готова, хочет любить, рожать и всё такое. А он не живет, немой, глухой и птиц не слышит. А потом целует Флёру. Флёра на это всё злится и говорит, что она сумасшедшая, а он сюда воевать пришел, а его за придурка держат. Короче, Глаша очень истерически себя ведёт. Просто с самого начала. С другой стороны, учитывая общую атмосферу фильма, Глаша отлично в неё вписывается. Она даже выглядит то красиво (с маленькими, косыми, почти закрытыми глазами), то стрёмно.
- Проблема не сценария, конечно. Но в некоторых моментах (почти везде, где на фоне громкий звук или шумы наслаиваются друг на друга) совсем нихуя не слышно. Обидно. Я понимаю, что это сделано для атмосферы, но как бы фразы персонажей тоже должны её создавать, а из-за звука, я ничего не слышу.