Найти тему
Дзен для авторов

Как издать первую книгу: советы автора дзен-канала

Оглавление
Иллюстрации Светы Овчинниковой
Иллюстрации Светы Овчинниковой

Литературный редактор Марина Голубева ведет блог, где учит, как избежать стилистических ошибок в тексте, поделить его на главы и подготовить к публикации. Мы попросили Марину рассказать о своем канале и трудностях, с которыми сталкиваются начинающие авторы.

Из психологов в редакторы

Я тридцать лет проработала преподавателем университета по далекой от филологии специальности: моя научная специализация — психология творчества. По стечению обстоятельств в 2010 году стала подрабатывать рецензентом в издательстве «Эксмо», а потом предложила себя в качестве литературного редактора в раздел фантастики и фэнтези.

Проработав шесть лет, распрощалась с издательством и ни разу об этом не пожалела. После выхода на пенсию занялась копирайтингом, но меня нашли мои прежние «подопечные»-писательницы. Так что сейчас редактирую их произведения, сотрудничаю с порталом «Книгоман» и беру на редактуру научно-популярные книги по психологии. Но писать люблю больше, поэтому и завела канал в Дзене.

Писательское закулисье

Мой блог адресован всем, кто пишет. Но информация, которой я делюсь, в первую очередь, конечно, предназначена начинающим авторам. Впрочем, часто посты читают люди, далекие от литературного ремесла, те, кому просто интересна писательская кухня. В моих материалах много полезных советов, я разбираю наиболее распространенные ошибки в текстах, рассказываю о построении сюжета и редакционной политике издательств.

-2

Пять главных ошибок молодых авторов

  • Для кого вы пишете? Начиная работать над первой книгой, автор редко задумывается о том, для кого она предназначена. Он пишет об интересном и важном для него самого, а это не гарантирует популярности книги у читателей.
  • Куда кривая выведет. Часто писатель приступает к работе над книгой, не имея даже приблизительного плана в голове. Поэтому ожидаемо заходит в тупик, путается в сюжетных линиях, целях и мотивах героев, и текст превращается в хаотичный поток сознания.
  • Избыток самокопания. Одна из распространенных ошибок неопытных авторов — использование текста в первую очередь для выражения своих переживаний, анализа собственных проблем, мыслей о несовершенстве бытия и т. д.
  • Проблемы с матчастью. Нередко встречаются книги, авторы которых плохо разбираются в том, о чем пишут. Например, не знают нравы и культуру определенной эпохи или страны, не знакомы с особенностями лексики, быта, социальных отношений и даже географии. Это один из главных признаков дилетантства.
  • Фанфик вместо оригинала. Порой человек начинает писать под влиянием понравившихся ему книг. И эти впечатления так сильны, что в тексте не оказывается ничего своего. Идеи, особенности мира, построение сюжета, характеры героев — все заимствовано, пусть и частично переработано. Такой автор тиражирует не только интересные находки понравившихся писателей, но и штампы, которые встречаются в их книгах.

Как найти издательство

Если вы хотите опубликовать свое произведение, я рекомендую задуматься о поиске издательства еще до начала работы. Сегодня книги в основном издаются сериями. Роман новичка, не попадающий ни в одну серию, почти гарантированно не будут даже рассматривать. Поэтому лучше заранее узнать о наиболее популярных направлениях и найти компромисс между своими интересами и запросами издательств.

Выкладывая главы своего произведения в интернет, вы можете повысить шансы на его издание. Но тут больше подойдет не личная страница, а порталы вроде Litnet или Author.Today — издательства мониторят эти ресурсы.

Работа с редактором

До публикации книга проходит этап редактуры, но, если вы новичок, может случиться так, что редакторские правки на согласование вам не пришлют. Этот момент нужно отследить. Помните, работа автора с редактором всегда подразумевает человеческий фактор. Мы все разные. Спорить можно, когда речь идет о каких-то принципиальных вопросах, но не стоит цепляться за каждое слово. Редактор не меньше автора хочет, чтобы книга понравилась читателям.

-3

Доход от первой книги

Вопрос о заработках очень деликатный хотя бы потому, что называть размер чужих гонораров некорректно. Да и разброс сумм бывает существенный. Могу только сказать, что гонорар впервые издающегося писателя сопоставим с не самой высокой месячной зарплатой, причем не в Москве, а в провинции. А еще новичку могут предложить только роялти — небольшой процент с каждой проданной книги.

Книги начинающих авторов выпускаются в лучшем случае тиражом в две-три тысячи экземпляров. Если ваш роман будет продаваться плохо, вы получите копейки. Кстати, подробнее о том, из чего складывается заработок писателя, я рассказывала в одном из постов.

Амбиции и удовольствие от процесса

Сама по себе цель во что бы то ни стало издать книгу способна сослужить как хорошую службу, так и плохую. Все зависит от человека. Одних такое желание стимулирует работать более качественно и учитывать требования издательств, другим, наоборот, мешает. К тому же, узнавая о неудачах коллег-авторов, начинающий писатель порой перестает верить, что его книгу когда-нибудь опубликуют, и забрасывает работу над ней.

Не хочется заканчивать на грустной ноте, поэтому я бы дала авторам совет писать, получать от этого удовольствие и помнить, что ваше произведение всегда могут увидеть и оценить читатели. Благодаря интернету и специальным литературным порталам сейчас для этого существует множество возможностей.

Подготовила Мария Смирнова