Однажды я купила сыну пирамидку.
Она состояла из разноцветных бубликов разного размера.
Сыну было три года.
Он потер ладошки и радостно стал собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать первым вниз.
- Это не правильно, - сказала я, забрала у него маленький бублик и протянула большой.
Я хотела как лучше: чтобы сын не тратил время на ошибочные сценарии, а сразу шел к успеху, начисто.
Я сама жила по инструкции, и сына учила жить по инструкции.
Мне было тридцать лет, а ему - в десять раз меньше. Он еще не знал про инструкции, но я сделала все, чтобы узнал. Ровно так в свое время поступили и со мной.
Я не говорю, что это плохо. Левое полушарие мозга, ответственое за логику и системность мышления, развивать необходимо.
А правое? Кто займется его развитием?
Инструкции - это правила игры, без них никак. Но из любого правила есть исключения. И жизнь - это не череда правил, в скорее череда исключений, под которые мы придумываем новые правила.
Люди, умеющие ходить строем, будут ходить строем, пока знают, куда идти.
А если нет? А если форс-мажор?
И заблудились?
Если в совершающем экстенную посадку самолете система оповещения скажет напуганным пассажирам: "Оставайтесь на местах и пристегните ремни", все останутся на местах и пристегеут ремни.
И будут правы.
А если при этой самой посадке произойдет возгорание самолета, а заклинившая система оповещения по-прежнему будет командовать "пристегните ремни", то вот тот период времени, который пройдет до момента, пока вы решитесь ослушаться инструкции и все-таки сбежать из горящего самолета, и будет показателем того, насколько хорошо развито ваше правое полушарие, ответственное за нестандартность мышления .
То, что сделал ребенок не правильно, он на самом деле не сделал не правильно - он сделал не по инструкции.
Но это не плохо - это прекрасно!
Он умеет думать нешаблонно, нестандартно. Это отличный навык.
Представьте, что вы приехали в гости к родне, и хозяйка вас попросила напечь блинчиков на целый дом гостей.
В целом, вы не очень хотели бы стоять у плиты вместо отдыха, но и ссориться с хозяйкой не хочется.
В итоге вы стоите и печете, а хозяйка, проходя мимо, вдруг всплеснула руками:
- А ты что, подсолнечное масло добавила прямо в тесто? Кто же так делает? Это не правильно! Надо без масла! Переделай! - она берет кастрюлю и выливает ваше готовое тесто в мусорное ведро.
Вот что вы почувствуете?
Даже не так: захочется вам после этого готовить блинчики?
Или захочется надеть кастрюлю на голову хозяйке и сказать: "Сама пеки, раз такая умная!"
Когда мы делаем что-то за ребенка, когда гасим его творческий порыв словом "не правильно", мы преподаем ему отличный урок, только, боюсь, не тот, на какой рассчитываем.
Пару таких уроков - и считайте, что кастрюля с тестом уже у вас на голове.
Вы можете гордиться тем, что научили его, как правильно, но помимо этого урока, вы преподали ему урок антикреатива: "Не напрягай мозг по пустякам, просто найди инструкцию - и действуй по ней".
Вот не надо! Не надо!
Ребенок не должен бояться ошибок, а чтобы он не боялся ошибиться, он с малолетсва должен знать, что ошибка - это норма, такая же как и не ошибка.
Пусть ошибается всласть.
Ребенка еще сто раз уравняют в школе, институте и на работе. По факту только вы можете дать ему глоток свободы, не спрятанной в рамки инструкций.
Прошло еще пять лет.
Я родила дочь. Ей почти три года.
Я купила ей пирамидку. Она состояла из разноцветных бубликов разного размера.
Она потерла ладошки и радостно стала собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать вниз.
Я сидела рядом и ждала развязки.
- Не получается? - спросила я дочку через минуту. Не выдержала.
- Неть.
- А попробуй вот так, - сказала я и показала как надо. По инструкции.
Я знаю, как правильно.
Собирать пирамиду. Воспитывать своих детей.
Но знать и делать - совсем разные вещи.
А сегодня на реабилитации дочери у нее было занятие с психологом. Надо было собрать из магнитного конструктора дом, но дочка стала собирать чёрти-что.
И психолог... так обрадовалась, захлопала в ладоши, поддержала ее творчество, и они вместе стали лепить смешное и рогатое чёрти-что. С бантиком.
А когда я, забывшись, в самом начале протянула руку, чтобы исправить дочкину кучумалу из деталек на заявленный в задании дом, психолог остановила мою руку и сказала тихо: "Давайте просто позволим ей быть ребенком... Смотрите, как здорово получается у нее... недом. Вот, возьмите эти детали. Приделайте тоже к нему что-то ненужное и неправильное..."
- Какая классная реабилитация, - подумала я.
И мы втроём в шесть рук слепили сегодня какое-то невероятное чёрти-что.
И знаете... это лучшее чёрти- что в моей жизни!
И если кто-то захочет его у меня отобрать, знайте, я...я... я... надену вам на голову целую кастрюлю с инструкциями)
#воспитание
#инструкции