Найти тему

Чёрти что - и сбоку бантик

Однажды я купила сыну пирамидку.

Она состояла из разноцветных бубликов разного размера.

Сыну было три года. 

Он потер ладошки и радостно стал собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать первым вниз.

- Это не правильно, - сказала я, забрала у него маленький бублик и протянула большой. 

Я хотела как лучше: чтобы сын не тратил время на ошибочные сценарии, а сразу шел к успеху, начисто. 

Я сама жила по инструкции, и сына учила жить по инструкции.

Мне было тридцать лет, а ему - в десять раз меньше. Он еще не знал про инструкции, но я сделала все, чтобы узнал. Ровно так в свое время поступили и со мной.

Я не говорю, что это плохо. Левое полушарие мозга, ответственое за логику и системность мышления, развивать необходимо. 

А правое? Кто займется его развитием?

Инструкции - это правила игры, без них никак. Но из любого правила есть исключения. И жизнь - это не череда правил, в скорее череда исключений, под которые мы придумываем новые правила.

Люди, умеющие ходить строем, будут ходить строем, пока знают, куда идти.

 А если нет? А если форс-мажор?

И заблудились?

Если в совершающем экстенную посадку самолете система оповещения скажет напуганным пассажирам: "Оставайтесь на местах и пристегните ремни", все останутся на местах и пристегеут ремни. 

И будут правы.

 А если при этой самой посадке произойдет возгорание самолета, а заклинившая система оповещения по-прежнему будет командовать "пристегните ремни", то вот тот период времени, который пройдет до момента, пока вы решитесь ослушаться инструкции и все-таки сбежать из горящего самолета, и будет показателем того, насколько хорошо развито ваше правое полушарие, ответственное за нестандартность мышления .

То, что сделал ребенок не правильно, он на самом деле не сделал не правильно - он сделал не по инструкции. 

Но это не плохо - это прекрасно!

Он умеет думать нешаблонно, нестандартно. Это отличный навык.

Представьте, что вы приехали в гости к родне, и хозяйка вас попросила напечь блинчиков на целый дом гостей. 

В целом, вы не очень хотели бы стоять у плиты вместо отдыха, но и ссориться с хозяйкой не хочется. 

В итоге вы стоите и печете, а хозяйка, проходя мимо, вдруг всплеснула руками: 

- А ты что, подсолнечное масло добавила прямо в тесто? Кто же так делает? Это не правильно! Надо без масла! Переделай! - она берет кастрюлю и выливает ваше готовое тесто в мусорное ведро.

Вот что вы почувствуете? 

Даже не так: захочется вам после этого готовить блинчики?

Или захочется надеть кастрюлю на голову хозяйке и сказать: "Сама пеки, раз такая умная!"

Когда мы делаем что-то за ребенка, когда гасим его творческий порыв словом "не правильно", мы преподаем ему отличный урок, только, боюсь, не тот, на какой рассчитываем. 

Пару таких уроков - и считайте, что кастрюля с тестом уже у вас на голове.

Вы можете гордиться тем, что научили его, как правильно, но помимо этого урока, вы преподали ему урок антикреатива: "Не напрягай мозг по пустякам, просто найди инструкцию - и действуй по ней".

Вот не надо! Не надо!

Ребенок не должен бояться ошибок, а чтобы он не боялся ошибиться, он с малолетсва должен знать, что ошибка - это норма, такая же как и не ошибка. 

Пусть ошибается всласть. 

Ребенка еще сто раз уравняют в школе, институте и на работе. По факту только вы можете дать ему глоток свободы, не спрятанной в рамки инструкций. 

Прошло еще пять лет. 

Я родила дочь. Ей почти три года.

Я купила ей пирамидку. Она состояла из разноцветных бубликов разного размера.

Она потерла ладошки и радостно стала собирать пирамидку. Самый маленький бублик стал пихать вниз.

Я сидела рядом и ждала развязки.

- Не получается? - спросила я дочку через минуту. Не выдержала.

- Неть. 

- А попробуй вот так, - сказала я и показала как надо. По инструкции.  

Я знаю, как правильно. 

Собирать пирамиду. Воспитывать своих детей. 

 Но знать и делать - совсем разные вещи.

А сегодня на реабилитации дочери у нее было занятие с психологом. Надо было собрать из магнитного конструктора дом, но дочка стала собирать чёрти-что.

И психолог... так обрадовалась, захлопала в ладоши, поддержала ее творчество, и они вместе стали лепить смешное и рогатое чёрти-что. С бантиком.

А когда я, забывшись, в самом начале протянула руку, чтобы исправить дочкину кучумалу из деталек на заявленный в задании дом, психолог остановила мою руку и сказала тихо: "Давайте просто позволим ей быть ребенком... Смотрите, как здорово получается у нее... недом. Вот, возьмите эти детали. Приделайте тоже к нему что-то ненужное и неправильное..."

- Какая классная реабилитация, - подумала я. 

И мы втроём в шесть рук слепили сегодня какое-то невероятное чёрти-что. 

И знаете... это лучшее чёрти- что в моей жизни!

И если кто-то захочет его у меня отобрать, знайте, я...я... я... надену вам на голову целую кастрюлю с инструкциями)

#воспитание

#инструкции