Совсем недавно я опубликовал пост про модернизацию карабина СКС, одним из элементов которой стала установка планки Hartman-8 по типу «Кочевник». Пока я выбирал нужную планку, мне пришлось изучить все доступную информацию по «Кочевнику». История получилась очень интересная, на мой взгляд.
Планки для крепления оптики, установленные вместо целика и предназначенные для АКМоидов, СКСов и других систем с газоотводной системой автоматики и верхним расположением газового поршня, получили в России собирательное название «Кочевник». Именно так назывались выпущенные в 2013-2014 гг первые образцы подобной продукции.
Вокруг «Кочевников» существует множество споров, домыслов, фантазий – кто же был автором и, кто, все-таки, имеет право их выпускать? Я попробовал разобраться в этом вопросе. Запаситесь терпением и чашкой кофе- повествование будет долгим.
В упомянутых мною выше 2013-2014 годах, реализацией планок «Кочевник» всех модификаций занималась фирма АРМАКОН. Создали эту компанию два человека – Павел Морозов и Сергей Коробейников. Они же являлись полноправными совладельцами компании. Сергей Коробейников еще и был генеральным директором фирмы.
Помимо «Кочевника», АРМАКОН выпускал небольшую номенклатуру изделий для тюнинга, куда входили нескладные переходники «Монолит» для крепления трубчатого приклада на АК и некоторые другие детали.
В принципе, концепция планки «Кочевник» не является оригинальной, ее предшественниками являются американские аналоги, предназначенные для использования коллиматоров и длиннофокусных прицелов типа «Скаут». Новшеством стало использование способа крепления планки к оружию, который разработал для компании АРМАКОН Игорь Васильев. Через некоторое время, И.Васильев получил патент на предложенный им способ крепления планки (но не на все изделие, которое мы называем сейчас «Кочевник»). Далее, дороги учредителей и Игоря Васильева разошлись.
Сергей Коробейников в какой-то момент понял, что двум учредителям в рамках одной фирмы стало тесно и принял важное для себя решение- уйти из АРМАКОНА. Он снял с себя обязанности генерального директора, передал свою долю П.Морозову и организовал собственный бренд HARTMAN (права на бренд сейчас принадлежат ИП Леманн М.М.).
И. Васильев также прекратил сотрудничество с АРМАКОНОМ и попросил их приостановить производство «Кочевника».
Новый бренд HARTMAN имел все права на выпуск «Кочевника» согласно «праву преждепользования» (ст. 1361.1 ГК РФ) - это сложное юридическое понятия, согласно которому, если лицо (фирма) уже выпускала образец до получения получения патента на изделие другим лицом, то прежний производитель сохраняет право безвозмездного выпуска запатентованного продукта и после получения патента. У HARTMAN имеются чертежи, другая технологическая документация, а также бухгалтерские документы о том, что планки типа «Кочевник» выпускались на собственных производственных мощностях предприятия до получения И. Васильевым соответствующего патента.
Тем не менее, Сергей Коробейников решил, что следует с уважением отнестись к труду И.Васильева и HARTMAN заключил с последним соглашение, согласно которому с каждого выпущенного образца продукции И.Васильеву полагалось роялти (отчисление за использование патента), которое аккуратно выплачивалось держателю патента на крепление «Кочевника». Такое сотрудничество продолжалось около трех лет – с 2015 по 2019.
В какой-то момент, И.Васильев предложил увеличить сумму роялти. К сожалению, эта цифра не соответствовала экономике производимой продукции, в частности, она была больше валовой розничной стоимости всех произведенных HARTMAN планок «Кочевник».
Такой поворот событий поставил перед HARTMAN очень неприятный выбор – или продолжать производство «Кочевника» по старой цене себе в убыток и доплачивать за производство Васильеву, или поднять цену в два раза, что неминуемо бы привело к тем же самым последствиям- падению продаж, увеличению себестоимости и, в итоге, сворачиванию производства.
Переговоры никаких результатов не дали, и HARTMAN был вынужден, для сохранения производства, разорвать все предыдущие отношения с Васильевым, вернувшись к праву преждепользования на выпуск «Кочевника» под собственным брендом HARTMAN.
Наличие собственного производства позволило предложить рынку планку по типу «Кочевник» по минимально возможной цене.
С этого же момента, Васильев начал, как сейчас модно говорить, «хейтить» HARTMAN. Основной его аргумент –якобы неправомерное использование патента. Началась затяжная информационная «война», отголоски которой периодически разгораются на различных оружейных форумах и в соцсетях. Стоит отметить, что в ряде своих открытых писем по поводу производства планок по типу «Кочевник», Васильев стал переходить на личности, используя унижающие формулировки. Вряд ли это можно назвать конструктивным методов ведения дискуссии.
Аргументация HARTMAN относится к «праву преждепользования», которое они готовы подкрепить различной технической и бухгалтерской документацией.
В сложившихся обстоятельствах, HARTMAN запатентовал в декабре 2019 года альтернативный способ крепления планки.
Теперь компания HARTMAN выпускает планки уже под собственным патентом, что полностью снимает любые, даже самые надуманные вопросы, касающиеся авторских прав на эти изделия.
Вот такая запутанная, почти детективная история, стоит за планками типа «Кочевник». На мой взгляд, она очень хорошо иллюстрирует, что конкуренция заставляет производителей думать, искать альтернативные решения и, в итоге, это становится благом для потребителя
Справочная информация
ГК РФ Статья 1361. Право преждепользования на изобретение, полезную модель или промышленный образец
1. Лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца (статьи 1381 и 1382) добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от автора тождественное решение или решение, отличающееся от изобретения только эквивалентными признаками (пункт 3 статьи 1358), либо сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования).