Найти тему
Заметки рядового

АФГАН. Часовые.

Развод
Развод

Неприкосновенность часового, один из краеугольных камней караульной службы. Надо сказать, часовых у нас все боялись. Ночью темно, все нервные, мало ли что. Вдруг нападут. Или, хуже того, проверка.Туркмены, яростно кричавшие во тьму - " Стой парол! " напрочь отбивали у проверяющих, желание продолжать проверку.

За мою службу было одно целенаправленное применение оружия часовым по своим, вполне правомерное. Но, этическая сторона вопроса не дает забыть тот случай. Осталось у меня мнение, что можно было обойтись без стрельбы. Была у нашей бригады гауптическая вахта в старой джелалабадской тюрьме. Но, должно же у нас все свое быть, зачем арестованных возить в город, хлопотно, да и опасно. Построили свою, мы сами приладились домики строить - лепили самодельные саманные кирпичи(только без навоза и соломы) и из них складывали. Глину добывали за болотом у эвкалиптовой рощи, за банно-прачечным комбинатом. Выделилась команда для выполнения дембельского аккорда. Ну, за пару месяцев построили помещение. Ну, и началась там служба. Кандидатов-то много на арест. Оговорюсь, что изначально, первых сидельцев опускали просто в глубокую яму, типа зиндана. Было, было, и это в Советской армии.

Подошел наш дембель, заменили сержантов, шла середина мая. Да, я готов признать, мы слегка обалдели, почуяв эту близкую свободу и это чувство некоторых слишком уж опьянило.. Я в то время был на охране аэродрома и мы там тоже немного борзанули, именно немного, поскольку это все же был отдых, такая неспешная служба, сводившаяся к ночным дежурствам. Быт обеспечивал молодняк. Надо было просто вырыть капониры. Но, разве могут дембеля замарать руки лопатой! А молодые, без нашей помощи, не имея еще навыков, жалко ковырялись в окопах, обгорая на солнце. Думаю, офицерам было бы безразлично, если бы дело было бы сделано быстро. Приказали раз, мы не копаем, второй раз... Окопов-то нет. Капитан Бушуев вызов принял, построил одних дембелей и был отдан официальный приказ. В случае невыполнения, арест и все последствия - стрижка под лыску, дембель в последнюю очередь и т.д. Ночью мы пошли копать, по холодку, и к вечеру следующего дня все было сделано - капониры и ходы сообщений для трех орудий в полный профиль. Это быстро, земля была трудная, но, это была земля, а не скала. Наверное, подобное происходило во всех подразделениях. А вот в бригаде произошла трагедия - парнишка из ремроты, нашего призыва, спокойный, уравновешенный, таджик по национальности, не знаю, что уж он натворил, попадает на гауптвахту, уже в новое здание, то, что было прямо в бригаде. Там его решили обрить, арестант же. Охрану нес ДШБ, батальон отличающийся особой выучкой, высочайшей дисциплиной да и жесткостью во взаимоотношениях на всех уровнях службы. Короче, пытались его постричь, он оказал сопротивление, раскидал сержантов ( а субтильный такой парнишка), и выбежал из караулки. И побежал в сторону болота. Часовой, по уставу, сначала дал команду остановиться, потом дал предупредительный выстрел. Беглец не останавливается. Тогда часовой дал очередь по ногам. А тот уже добежал до спуска в арык и пули летевшие в ноги попали в спину. В общем, наш знакомец погиб. От своей пули за месяц до дембеля. Много было споров по этой теме. Десантура часового оправдывала однозначно, парнишка по уставу действовал и наказания никакого не понес, пехота же гневно осуждала.

Но, смерть своего же бойца, как оправдать. Вот по совести как...