Она встала перед ним на колени прямо на сцене Центрального дома литераторов и поцеловала ему руку. Всего минута из жизни двух прославленных людей.
Эта история произошла в 1964 году и обросла множеством слухов. Одни говорили, что к ней приложило руку КГБ. Другие - что это счастливая случайность. Тем не менее факт остается фактом: во время гастролей в России звезда мирового масштаба, легенда при жизни Марлен Дитрих стала на колени перед "рядовым" советским писателем Константином Паустовским, поцеловала ему руку, а потом долго не могла подняться с колен, вытирая слезы.
Несмотря на то, что в реальности все было несколько прозаичнее, история все равно выдающаяся и интересная. Вот как это было.
Марлен Дитрих и "Телеграмма"
Прозу Паустовского в те годы публиковали только в России. Публикаций его произведений за рубежом и тем более переводов не было. Только однажды Марлен Дитрих, увлеченная литературой, случайно прочитала единственный рассказ автора "Телеграмма", переведенный на английский язык, и заболела им.
В этом рассказе Паустовский прослеживал историю "отцов и детей": взрослая дочь переезжает в большой город из глухой деревни и начинает новую жизнь. А в деревне остается старенькая мать, которая ждет хоть весточки от дочери, и умирает, так и не дождавшись встречи с ней.
В личной истории Марлен Дитрих все случилось практически так же. Она не успела попрощаться с матерью, которая умерла в 1945 году. И хоть отношения с ней у актрисы всегда были напряженными, это событие оставило глубокий след в ее душе.
Прочтение рассказа "Телеграмма" Паустовского всколыхнуло воспоминания. Актриса попыталась найти хоть что-то еще советского автора, но не смогла. Поэтому когда летела в Москву, она планировала узнать о Константине Паустовском больше .
Константин Паустовский и инфаркт
В аэропорту ее окружили журналисты, которые начали задавать вопросы. Конечно, спросили о том, что бы она хотела увидеть в Москве. Но вместо ожидаемого ответа Мавзолей или Кремль, журналисты услышали: "Я бы хотела познакомиться с Паустовским. Это моя давняя мечта".
Кто-то сказал, что писатель серьезно болен и находится в больнице. Примерно так и было: Константину Паустовскому тогда уже было за 70. С возрастом у него развилась астма, и на ее фоне один за другим последовали несколько инфарктов. Писатель часто лежал в больницах, но в тот день его вовсе не "выдергивали" из больничной койки. Он находился дома, восстанавливался после инфаркта.
Приезд Марлен Дитрих в Россию стал потрясающим событием для всех, и для Паустовского тоже. Несмотря на плохое самочувствие, он сам проявил инициативу и заявил падчерице Галине Арбузовой, что намерен пойти на концерт знаменитости. Его личный врач Виктор Коневский был категорически против и настаивал на постельном режиме. Но затем согласился с тем условием, что будет лично сопровождать писателя.
Встреча на сцене
Перед выступлением в Центральном доме литераторов к Марлен Дитрих подошла переводчица Нора и сказала о том, что Паустовский в зале. Эта новость обрадовала актрису, которая после выступления не уходила со сцены. Она смотрела в зал и ждала, а в тот момент кто-то сказал Паустовскому, что именно с ним она хочет встретиться.
Он долго не выходил из зала: по природе своей Паустовский был стеснительным человеком. Его буквально вытолкнули на сцену дружные овации зрителей. Он медленно поднялся по ступеням, подошел к ней и взял ее за руку. А она, практически ничего не зная по-русски, и не понимая как иначе выразить свое восхищение писателем, опустилась перед ним на колени и эту руку поцеловала.
Сценическая неловкость
Потом началось что-то невообразимое. Зал, сначала замерший от онемения, заревел восторгом и овациями. Эта сцена продолжалась несколько секунд. Марлен Дитрих сидела преклоненной, в слезах перед смущенным Паустовским, пока кто-то не понял, что она банально не может подняться с колен.
Самой Дитрих тогда уже было за 60. Она, конечно, была роскошно хороша собой, но возраст брал свое. Кроме того для выступления она выбрала плотно облегающее платье, расшитое стразами, совершенно не рассчитанное на приседания. А под него надела корсет, формирующий точеную талию и невероятно сковывающий движения.
Сам Паустовский быстрее других понял, что произошло. Он сделал попытку помочь актрисе подняться, но его врач, оказавшийся возле сцены, что есть мочи кричал этого не делать. К Марлен Дитрих кинулись из-за сцены: когда она поднималась, платье трещало по швам, от него отлетали стразы, а зрители из зала бросились собирать их, думая, что это драгоценные камни...
А потом она улетела в США, и оттуда прислала Паустовскому несколько своих фотографий с автографом. Он же в ответ отправил ей книгу с подписью, в которой просил разрешения, если он напишет рассказ, похожий на "Телеграмму", посвятить его ей. Но ничего больше Константин Паустовский написать не успел: через четыре года его не стало.
Не забудьте поддержать статью и подписаться на канал. И до новых встреч на "Мире в лицах"!