Найти тему

Два автора: "Иллюстрации к "Божественной Комедии"

"Карта Ада", Сандро Боттичелли
"Карта Ада", Сандро Боттичелли

Переоценить значение "Божественной комедии" Данте для мировой культуры практически невозможно. Один из наиболее ярких памятников литературы Итальянского Возрождения создал топографию Ада, Чистилища и Рая, закрепившуюся в памяти человечества. При этом произведение оказывалось в одно и то же время и философским трактатом, и великим произведением о любви, и памфлетом политического толка, отразившем актуальные процессы в Италии того времени.

Неудивительно, что к иллюстрированию поэмы обращался не один великий художник, а её мотивы и сцены становились основой для многих последующих произведений.

Сама по себе книжная иллюстрация - жанр весьма интересный. С одной стороны, книжная графика обычно расценивается как находящаяся в подчинении у "настоящей живописи", являясь техническим искусством оформительства. С другой, не стоит забывать, что европейская живопись фактически начинается именно с иллюстраций к церковным произведениям, да и многие признанные мастера не брезговали обращаться к иллюстрации книг.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о двух, пожалуй, самых известных сериях иллюстраций к "Божественной комедии". Одна из них выполнена Сандро Ботиччелли в 1490-ых годах, другая - Уильямом Блейком в 1820-ых. Сосредоточим же мы своё внимание на ряде иллюстраций к "Аду", поскольку именно этой части посвящены работы Блейка.

Начнём с иллюстраций, выполненных Боттичелли. Сразу стоит отметить, что для них характерна повествовательность - в пространстве одного изображения перед зрителем разворачиваются событий, происходившие в самой главе. Особенно хорошо это видно на примере "Иллюстрации к 9 песне", которая на самом деле включает в себя события и из 10 песни.

Перед зрителем представлены гробы, в которых заживо горят еритики. Боттичелли предлагает нам пройти весь путь за героями - от входа в город, через удивление Данте и объяснение Вергилия к встречам с конкретными персонажами. В результате в пространстве картины возникает сложная кривая, в данном случае дополнительно подчёркнутая цветом (на самом деле практически не встречающемся в данном цикле).

"Подцвеченными" оказываются главные герои. Причём цвет - в традиции хорошо нам знакомой классической символики - "синий" разумный Вергилий и "красный" чувственный Данте.

Главным героем данной иллюстрации оказывается окружающее героев пространство. Боттичелли рисует стены города Дита таким образом, чтобы зритель невольно оказывался включённым в это пространство, смог почувствовать себя соучастником происходящего. Важно здесь и то, что стены образуют полукруг - ведь весь цикл Боттичелли посвящён не столько путешествию Данте, сколько становлению круга как совершенной формы. Именно поэтому все иллюстрации Ада изображаются с "выгнутым" горизонтом, а в последних иллюстрациях Рая количество человеческих персонажей сводится к минимуму, и на первый план выходят именно "небесные сферы"

Иллюстрация, посвящённая изображению колодца Гигантов, демонстрирует те же принципы, что и изображение Дита. За тем исключением, что теперь главный герой - это не пространство города, а сами Гиганты. Интересно, что содержание данной работы во многом сводится к любованию человеческим телом.

Колодец Гигантов Боттичелли - это образ пленённой плоти, закованной в цепи и загнанной в глубины ада. При этом, будучи верным традициям Возрождения, художник противится этому заточению. Гиганты лишены уродств, и каждый из них, по своему стремится разорвать цепи и выбраться на волю. По сравнению с их мощью даже фигуры Данте и Вергилия оказываются призраками, растворёнными на заднем фоне.

Наконец, изображение Люцифера Боттичелли интересно как итог развития всей истории Ада. Здесь мы видим иллюстрацию к одной из самых интересных идей Божественной Комедии - "чтобы подняться наверх, нужно сначала спуститься вниз". Именно поэтому мы видим целую линию из силуэтов главных героев, позволяющую зрителю повторить это движение и приобщиться к одному из самых сложных путешествий к Раю.

Уильям Блейк создал лишь иллюстрации к Аду, тем не менее, они более подробны. Художником визуализированы все основные эпизоды поэмы, поэтому мы обратимся лишь к тем, которые находят своё соответствие в работах Боттичелли.

Начнём с города Дита и иллюстраций связанных с ним. Прежде всего, стоит отметить, что иллюстрации Блейка сами по себе не повествовательны. Отдельная работа посвящена раскрытию одного конкретного события. Так, если Боттичелли, иллюстрируя Дит совмещает весь путь героев в одном произведении, то Блейк рисует три отдельные иллюстрации, посвящённые входу в город и тому, что герои встречают там.

Не все иллюстрации Блейка были доведены до конца, тем не менее, основной смысл и содержание их остаётся понятным. Английского романтика интересует столкновение человека с силами, превосходящими его. Это очень хорошо видно на иллюстрациях, посвящённых входу в адский город, где Данте и Вергилий оказываются едва заметными силуэтами, по сравнению с настоящим вихрем тёмных сил, или небесным посланцем, своими размерами не уступающим стенам города.

При этом Блейку важно подчеркнуть исключительность самого Данте. Так, изображая его, взаимодействующим с одним из еретиков (в данном случае, эпикурейцем), художник наделяет своего персонажа возвышенными чертами. Его иконография явно отсылает к некоему ангельскому персонажу. В то время как сам эпикуреец - это человек более грубого толка.

Интересно, что в этом пылающем городе все персонажи уподоблены огню. Даже в силуэте Данте можно без труда увидеть силуэт огонька свечи, противопоставленного настоящим адским огням. Такое сопоставление, опять же, сохраняет идею о существовании сил, превосходящих возможности человека.

Наиболее ярко эта идея проявлена в серии с изображениями гигантов, которые уподоблены силам стихий. Гиганты Блейка - это не проявления телесной составляющей, закованной в цепи и стремящейся вырваться из неё. Это именно стихии, которые даже будучи поверженными оказываются на несколько порядков больше, чем собственно персонажи люди. Если у Боттичелли Данте и Вергилий отступали перед Гигантами, потому что художнику было важно показать величие человеческого тела, то здесь они оказываются задавлены силами, превосходящими их масштабы.

Наконец, сцена с Люцифером остаётся самой неясной из всего, что относится к циклу Блейка. Связанно это, прежде всего, с тем, что в ней сильнее всего ощущается незаконченность работы. Тем не менее, здесь хорошо виден интерес Блейка не к человеку и его пути, а именно к адским силам и их происхождению.

Люцифер - вырастает из пространства внизу картины, собранного из человеческих тел и голов. Дьявол - это результат всей жизни человеческой, а не просто стихийная сила, в отличие от гигантов, прораставших из земли.

В результате, оказывается, что циклы иллюстраций Блейка и Боттичелли одновременно и родственны друг другу, и в корне отличаются. И того, и другого художника, интересует в первую очередь философский аспект поэмы и перенос внимания с главных действующих лиц на их окружение и те смыслы, которые в этом окружении заложены. Но, если для Боттичелли эти смыслы сосредоточены в рамках эстетики Высокого Возрождения, с обращением к телесности и поискам идеала, трактовке всего произведения как пути к высшему. При этом Блейк решает эти же сюжеты в духе романтическом, обращаясь к размышлению о ничтожности человека перед лицом неких высших сил и к вопросу о природе этих сил.