Я получил большое удовольствие от просмотра "Интерстеллара" Кристофера Нолана. Глядя на титры понравившегося фильма, думаешь "дайте ещё".
В случае с "Интерстелларом" найти "ещё" было непросто. Но из-за этого трейлер "К звездам" оказал на меня крайне волнующее действие. Появился шанс на полноценное кино "того же калибра".
Я ждал тягучего повествования, периодически срывающегося в ураган событий, ждал холодного, пустынного и темного космоса, ждал необычных пейзажей. Ждал, почти обязательной в таком случае, философской подложки.
Всего этого в "Ad Astra" в избытке.
Уверен, многим фильм покажется скучным и бредовым. Но таковым он кажется тем, кто пришел в лоб посмотреть очередную экранизацию комикса про спасение мира.
Фильм - яркий пропагандистский плакат, решающий две трудные задачи сразу.
Сюжет в первом приближении не блещет. Плохо обяснены с точки зрения логики вселенной фильма скитания главного героя - майора космических сил США Роя Макбрайда (исполняет Брэд Питт).
Много лет назад отец майора, Клиффорд Макбрайд (исполняет Томми Ли Джонс) покинул землю в качестве капитана экспедиции "Проект Лима", целью которой ставился поиск внеземного разума на окраинах Солнечной системы. Неподалеку от Нептуна с экспедицией что-то произошло и связь пропала.
Команда "Проекта Лима" и лично Клиффорд стали героями человечества, отважно ринувшимися в пучину опасного космоса ради познания и науки.
Внезапно на Землю обрушивается электромагнитный импульс, приводящий к поломке электроники и человеческим жертвам. Роя вызывают в ЦУП и говорят, что импульс идет с Нептуна и, вероятно, в этом как-то замешан его отец, возможно он еще жив...
Собственно, сам фильм разворачивается на фоне путешествия Роя в поисках отца.
Многие вот тут и решат, что фильм об этом, но, на мой взгляд, картина раскладывается на несколько слоев восприятия.
Первый слой - это топорно сработанная фантастика, где для того, чтобы связаться с кораблем у Нептуна по радиосвязи, нужно зачем-то лететь с Земли на Марс, через кольца Нептуна можно пролететь прямо в скафандре, укрывшись одним железным листком и так далее.
Второй слой - это эмоциональный фон, реализуемый через эмбиентовое музыкальное сопровождение, работу со светом и цветом в кадре и постановку сцен в космосе. Этот слой - об устрашающей бездне пространства, разделяющего людей, и одиночестве человека в любом месте вселенной.
А вот третий слой - это вольный пересказ библейских сюжетов и скрытый посыл фильма. И в этом слое "Ad Astra", как я понял, фильм о ложности религии и бесполезности поисков Бога.
Если смотреть на фильм в первом слое - он глуп и слишком примитивен. Главный герой - будто терминатор, совершенно ничего не боится и испытывает эмоции только тогда, когда речь идет об отце. И то, эмоции эмоциями, а дело Рой сделает всё равно, жив отец или нет.
Если глянуть на второй слой - то это фильм о бедном и заблудшем человеке, которому для того, чтобы преодолеть свои комплексы, нужно, проходя кошмарные трудности, лететь аж на другой конец Солнечной системы.
На третьем слое нас ждет...
Давайте так, я сейчас сделаю два абзаца тотальных спойлеров. Если не хотите испортить впечатление: лучше проскочите на фразу "Ну вот, спойлеры закончены".
Фильм начинается с того, что Рой ремонтирует в верхних слоях атмосферы огромную коммуникационную станцию. Станция стоит на земле, тянется в небо, будто Вавилонская башня. Пришедший электромагнитный сигнал из космоса (будто от Бога) разрушает станцию, но Рой спасается потому, что ведет себя предельно холодно и расчетливо, сконцентрировано и разумно, будто машина. Его просят, как "родственника" связаться с отцом. Рой летит на Марс и там ему открывают правду об отце и катастрофе проекта Лима (очень напоминает Моисея, которому для получения Завета необходимо было взойти на гору). Через подземное озеро (сцена построена таким образом, что явно намекает на перерождение главного героя) Рой добирается до корабля, летящего к Нептуну и отправляется на сигнал, будто на глас Божий. В глубине души у Роя травма - отец бросил его, улетев в экспедицию и Рой не понимает почему. Это событие сломало его эмпатию и в результате так же он поступает со своей женой, Евой (исполняет Лив Тайлер). Обратите внимание на имя, еще одна отсылка к Библии. Рой летит в далекие дали, где человеку нет места, это подчеркивается много раз в фильме, мол у человечества Марс - это граница ареала обитания. Рой летит к отцу, будто к Богу, надеясь получить ответы на свои вопросы.
На Лиме Рой выясняет, что Клиффорд, дабы подавить поднявшийся на корабле мятеж, уничтожил всю команду и повредил корабль, а потому и ушел с радаров много лет назад. Всё это время Клиффорд одержимо искал признаки разума в космосе, собрал кучу данных, из которых следовало, что человечество одиноко. Рой застает отца почти обезумевшим, сломленным, не имеющим ответов на вопросы Роя. Клиффорд преодолевает сопротивление Роя и совершает самоубийство, бросаясь в открытый космос. Рой взрывает Лиму и, ускоряясь на взрывной волне, летит обратно, к людям. Всё действо сопровождается монологами Роя, из которых следует, что он ничего не нашел в космосе и пытается вернуться к людям, чтобы найти покой там. А по тону монологов и действиям персонажа, мы понимаем, что робот сломался и из него родился человек. Умный, сильный, могучий, но - человек.
Ну вот, спойлеры закончены.
Сценарий утверждает: Бог, т.е. абсолютное, всесильное существо, каким рисуют Клиффорда, не существует. Это миф, похожий на Волшебника Изумрудного города. Непознанного разума не существует тоже - в космосе никого нет и нефиг там лазать, двигайте домой.
Мне не очень понравилась последняя идея, я вообще не сторонник свертывания научных программ, но в целом, я люблю разгадывать подобные фильмы-головоломки. А еще люблю смотреть на красивые медитативные кадры и люблю ощущать передаваемый режиссером через различные изобразительные средства холод космоса.
Если у вас схожие предпочтения - рекомендую попробовать посмотреть этот фильм.
Понравилась заметка?
Поставь лайк, чтобы видеть больше подобного контента, в том числе от меня.
Подпишись на канал, чтобы ничего не пропустить!