Сегодня о социальном предпринимательстве говорят как о бизнесе, который в процессе извлечения прибыли решает или смягчает острые проблемы общества. А так как проблем у общества много, то и направлений социального предпринимательства тоже довольно много. Чем занимаются социальные предприниматели в Боровичcком районе, какие проблемы и трудности им приходится преодолевать, и чем они готовы поделиться с земляками в нашей рубрике «Миссия – сделать мир лучше».
Знакомьтесь, Юлия Мелешева – частный психолог.
– Юлия, почему психология?
– На самом деле, в детстве я мечтала быть медиком. После школы поступила в медицинское училище. Однажды, во время практики произошёл один случай. В больницу привезли сильно травмированного мужчину. Он был в сознании и очень переживал, что с ним будет дальше. В ожидании врача, я стояла рядом и разговаривала. Когда его увезли, медсестра, наблюдавшая за нами, сказала, что я выбрала не ту профессию. Мол, дело медсестры уколы ставить, а не по душам разговаривать. Тем не менее, закончив училище, я устроилась на работу в дом-ребёнка, потом перешла в детскую поликлинику. Но мне всё время хотелось развиваться дальше. Поэтому, когда в Боровичах открылся филиал НовГУ, решила поступать на психолога.
– Конечно, социальным бизнесом может заниматься любой человек, но, как показывает практика, к этому всё-таки нужно прийти, и чаще всего через что-то личное.
– На третьем курсе ВУЗа я пришла в Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Тогда работа центра строилась исключительно на взаимодействии с детьми. При этом родители всегда интересовались, где у нас в Боровичах помогают взрослым? А мы и сами не знали. В то время центр не оказывал таких услуг даже на коммерческой основе. Наверное, тогда и родилась мысль о частной практике, правда была она исключительно в статусе фантазийных. Мне так и говорили: «Юлька, ты фантазёрка!»
– Как же несбыточная, на первый взгляд мечта, начала реально воплощаться?
– Стартом в новую жизнь стал курс профессиональной переподготовки. Московский институт гештальта и психодрамы (МИГиП) организовал в Великом Новгороде обучение по методу «Психодрама» и Центр оплатил мне первый обучающий модуль. Суть этого подхода в том, чтобы разобраться, как мы обращаемся с нашими желаниями, потребностями и чувствами, понимаем ли их, в какой момент запрещаем себе действовать, и, наступая на горло собственной песне, упускаем свою мечту и формируем «незавершенный гештальт» одновременно. Также метод позволяет исследовать, в какой момент мы «не владеем собой», какой эффект оказывают наши действия на окружающих людей и действия других – на нас. Это называется саморегуляция. Мы можем вернуть себе ответственность за свою жизнь, перестать быть «жертвой обстоятельств».
Я буквально «влюбилась» в этот метод. Дальше уже продолжала обучение за свой счёт и наряду со знаниями приобретала уникальный опыт коллег из разных регионов нашей страны, в том числе и по открытию кабинетов психологической помощи. В 2016 –м начался новый этап моей жизни, в качестве индивидуального предпринимателя.
– Не было страшно? Всё-таки работа в бюджетных организациях – это своего рода стабильность, уверенность в завтрашнем дне.
– Было и страшно. И опасения, что никто не придёт. Именно на этом этапе очень важна поддержка близких. Меня супруг, в буквальном смысле, взял за руку и повёз выбирать помещения для кабинета. Семья и сейчас поддерживает меня в желании учиться и совершенствовать свои навыки. Шутя называет своей выгодной инвестицией. Конечно, это даёт вдохновение и силы, чтобы постоянно двигаться вперед.
– С вдохновением всё понятно. А что движет вами в профессиональном плане?
– Профессиональный азарт. Мне хочется помочь каждому человеку, который обратился за помощью. Поэтому каждое обращение – это своего рода вызов.
– С какими проблемами к Вам обращаются?
– Причины разные. Семья переживает развод, разногласия «отцов и детей», семейные конфликты. В последнее время частыми стали жалобы на панические атаки.
– Как вы думаете, c чем это связано?
– Человек всегда стоит перед выбором: следовать ему общепринятым правилам или действовать наперекор им, как хочет он. Иногда противоречий нет, а иногда они острые. Согласитесь, мы часто хотим быть хорошими для всех, а когда границы нашего личностного пространства сужаются до критических размеров, возникает внутренний конфликт. Возможно, поэтому сейчас остро стоит проблема стрессовых ситуаций.
– Знание психологии и поведения людей как-то помогают Вам в обычной жизни?
– Любые знания как-то меняют человека. Хотя, само знание психологии не делает меня каким-то особенным сверхчеловеком. Это дает скорее возможности выбирать своё поведение и реакцию.
– Считаете ли Вы себя успешным человеком?
– Думаю, успех каждый определяет для себя сам. Для меня это возможность заниматься тем, что тебе интересно, столько, сколько ты считаешь нужным.
– Кому бы вы порекомендовали начать свое дело?
– Тем, кому тесно работать в заданных рамках и кто хочет написать свою историю.