Найти тему
Мир Танков

Смекалка советских танкистов во время войны!

Оглавление

Ложная техника и ложные фортификационные сооружения наземных видов войск создаются для тех же целей, что и ложные «авиационные» объекты. Макеты зданий, оборонительных сооружений и техники являются одной из составляющих комплекса мероприятий по маскировке. Они привлекают внимание противника, отвлекая от сосредоточений и перемещений настоящих войск. Одновременно макеты и маскирующие сооружения могут придавать реальным объектам вид предметов, не представляющих ценности для противника, искажать их форму и размеры. Ложные цели будут сбивать с толку разведку и топографов противника и могут применяться на марше, при отдыхе и в бою.

Мероприятия по маскировке достаточно универсальны. Приёмы маскировки сооружений, боевой техники и создания макетов довольно схожи. Так, например, можно создать из снега макет танка и выдать его за настоящий, а можно реальную машину засыпать снегом и придать ей вид сугроба или макета.

Главные факторы, учитываемые при изготовлении макетов — это методы и дистанции наблюдения противника. Если макет наблюдается с дальних дистанций, воспроизводятся характерные особенности объекта: форма, размер, цвет, подъездные пути, дымы и т.д. При имитации объекта только для воздушной разметки можно сократить его высоту на 50%. При имитации невысоких объектов допустимо применение плоских макетов с имитацией теней.

Макет носовой части корпуса танка
Макет носовой части корпуса танка

Если подразумевается возможность близкого наблюдения противником, то детализация объекта должна быть максимально реалистичной. Макеты техники могли быть стационарными, переносными и самоходными. Материалы максимально подручные и доступные: дерево в виде досок, брёвен, жердей, веток сочеталось с использованием ткани, дёрна, земли и снега.

Ткань и маски

Одним из самых простых методов имитации танков, автомашин и другой техники были плоские макеты, которые имитировали силуэты техники на земле и их тени. При наблюдении с воздуха, особенно в пасмурные дни, применение таких макетов было довольно эффективным, особенно в условиях отсутствия времени на полноценные сооружения.

Плоский макет танка с тенью из черной ткани
Плоский макет танка с тенью из черной ткани

Приёмы изготовления были аналогичны плоским макетам авиационной техники, начиная от ткани и насыпки песка до выжигания травы и соломы по контурам техники на земле. В солнечные дни рекомендовалось наблюдать за перемещением солнца, соответственно перемещая искусственную тень от макета.

Имитация танка в укрытии при помощи горизонтальной маски
Имитация танка в укрытии при помощи горизонтальной маски

Особым случаем имитации присутствия танков было применение ложных горизонтальных масок и навесов из маскировочных сетей или ткани, натянутых на колья с изготовлением следов бронетехники, уходящих под навес. Такие ложные укрытия предлагалось размещать среди масок с реальной техникой.

Дерево и земля

Дерево — один из самых доступных материалов в большинстве районов европейской части СССР, поэтому инструкции по его применению наиболее объёмны. Технологии изготовления всех видов техники из него были предельно схожими.

Слева макет 203-мм гаубицы: время на устройство — 50–60 рабочих часов, материалы: 10–12-см жерди — 9 погонных метров, 5-см жерди — 35 погонных метров, хворост — 0,5 воза, проволока — 15 метров. Справа макет орудия из дерева, хвороста и хвои
Слева макет 203-мм гаубицы: время на устройство — 50–60 рабочих часов, материалы: 10–12-см жерди — 9 погонных метров, 5-см жерди — 35 погонных метров, хворост — 0,5 воза, проволока — 15 метров. Справа макет орудия из дерева, хвороста и хвои

Макеты артиллерийских орудий по возможности следовало располагать с имитацией оборудованных позиций. Тело орудия (ствол, накатник, верхний станок и пр.) изготавливалось из связки жердей с обвязкой хвоей, хворостом и проволокой. Нижние части колёсного хода и станин вырезались из земли, а верхние, возвышающиеся, предписывалось выкладывать из дёрна или обносить плетнем и заполнять землей.

Макет танка Т-34 из земли, время на устройство — 24 часа
Макет танка Т-34 из земли, время на устройство — 24 часа

При имитации отдельно стоящих на открытой местности пушек требовалась большая проработка деталей и достоверность, но при этом рекомендуемая конструкция макетов была довольно простой, а схемы изготовления понятны для рядового состава. Внимание акцентировалось на ключевых узлах и деталях, определяющих узнаваемость.

Ложные танки из дерева и земли изготовлялись по аналогичным технологиям, при этом зачастую для экономии времени и материалов макеты показывались расположенными в окопах и капонирах.

Макет танка Т-34 из дерна, жердей и хвороста, время на устройство — 25 часов, материал: жерди — 85 погонных метров, хворост — 0,5 воза, дернин — 40 штук
Макет танка Т-34 из дерна, жердей и хвороста, время на устройство — 25 часов, материал: жерди — 85 погонных метров, хворост — 0,5 воза, дернин — 40 штук

Макеты танков на жердевом каркасе предписывалось изготавливать в полный размер с максимальной достоверностью по формам.

Допускалось изготовление ложной цели в виде башни на подставке, которая была бы не видна противнику в кустах или высокой траве. Для устройства переносных или буксируемых ложных предметов можно было обшивать их фанерой и ставить на полозья.

Стационарный макет из хвороста: а) устройство башни и подставок; б) готовое изделие
Стационарный макет из хвороста: а) устройство башни и подставок; б) готовое изделие

При наличии готовых пиломатериалов задачи по изготовлению макетов максимально упрощались, особенно при наличии у солдат плотницких и столярных навыков. Такие работы отнимали меньше времени, доски позволяли быстро создавать ровные и плоские поверхности.

Макет танка КВ, смонтированный на грузовом автомобиле
Макет танка КВ, смонтированный на грузовом автомобиле

«Вершиной обмана» являлись подвижные фанерно-матерчатые макеты, которые надевались на автомобиль и трактор. При соблюдении скорости и плавности перемещения, характерной для танка, имитация получалась очень достоверной. Такие самоходные макеты могли буксировать на тросе 2-3 передвижных, но несамоходных макета, имитируя целую группу бронетехники.

Национальный ресурс

В зимнее время не был обделён вниманием при изготовлении ложных целей и другой доступный и технологичный материал — снег. Больше подходил для постройки макетов мокрый и плотный слежавшийся снег. На первой стадии из комьев или нарезанных пластов выкладывалась грубая общая форма имитируемой техники, после чего лопатами и скребками придавались более точные очертания, добавлялись мелкие детали из хвороста и хвои.

Последовательность изготовления макета танка КВ из рыхлого снега: 1) постройка корпуса; 2) постройка башни; 3) формовка и трамбовка лопатами; 4) готовый макет. Время на изготовление — 20 часов
Последовательность изготовления макета танка КВ из рыхлого снега: 1) постройка корпуса; 2) постройка башни; 3) формовка и трамбовка лопатами; 4) готовый макет. Время на изготовление — 20 часов

Если снег был рыхлым и сыпучим, рекомендованная технология становилась сложнее, так как требовала применения опалубки, трамбовки и большего числа последовательных операций. После формовки для придания цвета и объёма макеты присыпались золой, хвоей, сажей или обмазывались землей.

Макет автомашины: а) устройство основания и каркаса; б) засыпка и общий вид. Материалы: жерди — 60 погонных метров, хвоя — 0,5 кубометра. Время на изготовление — 5 часов
Макет автомашины: а) устройство основания и каркаса; б) засыпка и общий вид. Материалы: жерди — 60 погонных метров, хвоя — 0,5 кубометра. Время на изготовление — 5 часов

Мог применяться и комбинированный насыпной метод, когда основание макета насыпалось из снега, из жердей создавался каркас в виде внешних очертаний танка или автомобиля, а все внутренне пространство заполнялось хвоей и снегом.

Надувные макеты

Применение надувных макетов техники в годы Второй мировой войны было широко распространено у Союзников, но не осталась без внимания эта технология и в СССР. Для фабричного изготовления, транспортировки и хранения надувных макетов требовались дополнительные ресурсы, но лёгкость развёртывания и хорошая имитация прототипов полностью компенсировали все недостатки метода. Особое внимание при использовании надувных макетов предписывалось уделять их креплению к грунту, чтобы один удачный порыв ветра не унёс всю танковую группировку. Одним из первых надувных танков в РККА стал макет Т-26.

Каркас надувного макета
Каркас надувного макета

Во всех случаях не стоило забывать о дополнительных мерах, придающих постройкам достоверности — имитации следов от колёс и гусениц на земле, работающих двигателях (при помощи настоящих машин или тракторов), включении фар при помощи фонариков и т.д. Дополнительно вводить в заблуждение противника можно было имитацией хозяйственной деятельности вокруг макетов, обслуживания и ремонта. Для этого вокруг техники располагались манекены, демонстративно перемещались красноармейцы. В комплексе все эти мероприятия должны были создавать довольно реалистичную картину.

Еще наши публикации:

Как уничтожить танк "Тигр" - секретная инструкция!
50 фрагов за Бой ! Или история о французских ассах
Пантера и ее странная броня