Найти тему
HSEPRESS

Музыкой едины: Оркестр Вышки

Оглавление

Чем хорошо учиться в Высшей школе экономики, так это тем, что здесь каждый может найти занятие себе по душе — кто-то играет в театральной студии, кривляясь каждый вечер перед зеркалом в попытке отработать роль, кто-то идёт по стопам Греты Тунберг, спасая планету от эко-катастроф, а кто-то… везёт через весь город скрипку, пытаясь не опоздать на очередную репетицию Оркестра, про который многие, возможно, даже и не догадывались. HSE Press, как истинные ценители высокого, познакомились с его жизнью и провели целый день с членами коллектива, чтобы рассказать вам, как живёт Оркестр НИУ ВШЭ. 

Заглянув вечером в новый корпус НИУ ВШЭ, можно только позавидовать студентам, прогуливающимся в корпусе N: их средоточие и концентрация во многом достигаются благодаря энергичным звукам скрипок, кларнетов и гобоев, раздающихся из зоны коворкинга. Можно тихонечко заглянуть, но желательно не мешать — члены Оркестра НИУ ВШЭ готовятся к предстоящему концерту. Несмотря на вечер и заметную усталость от учебных будней и рабочей рутины, у музыкантов находятся силы и эмоции, которых они не жалеют, выкладываясь по полной в дуэте с любимым инструментом. Семейная обстановка располагает, но нисколько не мешают творческому процессу: художественный руководитель и дирижёр действующего коллектива Владимир Яцкевич держит членов Оркестра под уздцы и умело превращает разнородный поток их энергии в единый музыкальный монолит. В таком уверенном темпе здесь оживают партитуры, наполняя стены здания самыми разнообразными мотивами: от классики до современных произведений, от зимних опусов Вивальди до дерзких концертов Циммера. «18 октября Оркестру исполнилось 4 года! Для нас это знаменательное событие», — до сих пор не верится музыкантам и даже самому руководителю.

Как всё начиналось и к чему пришло

Сама идея возникла спонтанно: один из профессоров, знакомых Владимира, предложил создать коллектив инструменталистов, который впоследствии должен был перерасти в полноценный Оркестр (что в конце концов и произошло). 4 года назад ещё никто не мог подумать, что состав не просто обрастёт талантливыми энтузиастами, но и станет интернациональным — среди музыкантов можно внезапно обнаружить шведов или французов. Спектр инструментов, представленных в ансамбле, достаточно широкий, особенно для немузыкального вуза: скрипки, виолончели, альты, флейты, гобои, кларнет, контрабас, ударные, саксофон и фортепиано. Учитывая, что участники занимаются музыкой непрофессионально (хоть многие и имеют серьёзный музыкальный бэкграунд), масштаб поражает: оркестранты со всей ответственностью подходят к отработке материала, даже на репетициях. Во многом это заслуга самого руководителя Оркестра, для которого кураторство коллектива такой опыт — не первый. Имея за плечами годы обучения в Академии Гнесиных, он выступает с музыкальными коллективами на самых известных российских и зарубежных площадках, что объясняет такой профессиональный подход в работе, пускай и со студенческим, но всё-таки Оркестром.

-2

А в чём, собственно, смысл?

Хоть Оркестр официально и числится в рядах творческих ансамблей НИУ ВШЭ, по сути, для руководства коллектива — это проект на благотворительной основе. В данном случае, можно сказать, что и дирижёр, и музыканты здесь ради своего любимого дела. Принимая во внимание, что репетиции, изучение материала, работа над собой отнимают много ресурсов, не говоря уже о банальном времени, можно только догадываться, насколько ценна музыка для оркестрантов.

Никита, 2 курс, факультет гуманитарных наук, вторая скрипка:

«Я играю на скрипке уже 10 лет, и, узнав о существовании в Вышке Оркестра, решил, что это отличная возможность не забыть инструмент. Но за время своего участия в коллективе, помимо шанса заниматься любимым делом, я приобрёл большой социальный опыт. Я чувствую, как легко мне стало сближаться с людьми, находить с ними общий язык, и это во многом — результат взаимодействия с такими классными ребятами, с которыми мы уже долгое время играем бок о бок. Я получаю удовольствие и, даже несмотря на учебную нагрузку, всегда найду время на то, чтобы прийти на репетицию».

Олеся, 4 курс, МИЭМ, вторая скрипка:

«В коллектив я попала в этом феврале. За спиной у меня музыкальная школа, 11 лет игры на скрипке. Занималась вплоть до того, как пришло время поступать — тогда пошла подготовка к экзаменам, поэтому музыку пришлось «отложить в долгий ящик». И, узнав о том, что в ВШЭ есть Оркестр, решила вспомнить это чувство, когда ты играешь и гордишься тем, что ты делаешь своё любимое дело хорошо. Сейчас я исполняю партии второй скрипки, они полегче, чем материал первой, но я не расстраиваюсь. Оркестр много мне дал, и прежде всего, конечно же, опыт. До этого я не играла с таким количеством людей, только сольно, поэтому с профессиональной точки зрения — это совершенно другой уровень. Меня вдохновляет происходящее вокруг, окружают интересные люди. Порой поражает, как музыка объединяет представителей разных социальных уровней, профессий, национальностей».
-3

«Вы как раз кстати зашли, у нас тут чаепитие!».

Окончание репетиции напоминает клуб анонимных сладкоежек и любителей чая. После каждого прогона музыканты собираются вместе за чашечкой чего-нибудь горячего, чтобы обсудить, как прошла их неделя. А, учитывая, что команда Оркестра состоит не только из студентов Вышки, послушать разношёрстные истории всегда интересно. «Наш состав очень разнообразен: мало того, что здесь есть студенты из всевозможных университетов — Вышка или нет, не играет роли — тут и преподавателей встретить можно! Да и к тому же, состав интернациональный, так что здесь каждый приобретает не только музыкальный или социальный, но межкультурный опыт. Это очень ценно», — рассказывает дирижёр, чему поголовно вторят и другие члены Оркестра. «Ну так что, у кого как выходные прошли?», — и по кругу рекой доносятся смех, одобряющие возгласы и поздравления: музыканты приходят на репетиции даже в свой день рождения. Здесь царит поистине семейная атмосфера — без печенья после репетиции вас просто не отпустят. Притом, что к самому рабочему процессу все относятся серьёзно. «У нас, можно сказать, демократия. Я частенько прибегаю к тому, чтобы дать команде проголосовать, решить, что будет лучше в том или ином деле. Потому что я знаю — музыканты сделают правильный выбор», — кивает Владимир на торопящихся успеть в метро оркестрантов.

Нам рояль, два контрабаса и виолончель, пожалуйста!

Одна из главных проблем на сегодняшний день — нехватка ресурсов. Как ни крути, но всё упирается в финансы. Оркестр существует уже четвёртый год, и его состав уже значительно разросся. Инструментов стало больше, звук богаче, но и нужды увеличились. «Сейчас нам стало попросторнее в новом корпусе на Покровке, куда удалось наконец-таки перебраться. Такие перемены нам пришлись кстати. Вот если бы ещё руководство обращало внимание на нужды Оркестра, было бы совсем замечательно». На одном энтузиазме долго не продержишься, это правда.

-4

Но деньги решают не все проблемы. Нехватка человеческих ресурсов тоже играет важную роль. «Сейчас я в основном самостоятельно занимаюсь развитием Оркестра как его руководитель. Правда, у истоков ансамбля стояли несколько людей, включая меня, сегодня эта история осталась в прошлом. Какие бы неприятные или неудобные сюжеты ни происходили, которых, к слову, было предостаточно, сейчас Оркестр активно функционирует, но только уже под моим началом. У меня есть и основная работа, поэтому бывают моменты, когда не получается разорваться на несколько частей, как хотелось бы. В Оркестре есть люди, которые помогают, что облегчает некоторые организационные и рабочие процессы, но всё равно хотелось бы большего интереса и сверху».

Добро пожаловать, скрипка

Набор в Оркестр уже прошёл, однако, если желание играть настолько сильно, что вы готовы чуть ли не рояль на себе нести, то можно прийти в любое время и попытать удачу. Конечно, без базовых музыкальных знаний, таких, как нотная грамота, сольфеджио, элементарная история и теория музыки не обойтись, но, если слова «лиговать», «затакт четыре» и «малая терция» вас не пугают, быть может, сыграться вам удастся. По крайней мере, попробовать стоит: здесь вы приобретёте не просто новые знакомства, а семью, которая выслушает и поддержит в ваших самых нестандартных начинаниях. Кто, как не музыканты, играющие бок о бок Римского-Корсакова после главной темы из Розовой пантеры, уверят в целесообразности вашего энтузиазма и креативности.

-5

Оркестр НИУ ВШЭ — не очередной коллектив, руководствующийся стандартами классических консерваторий. Репертуар Оркестра демонстрирует, каким богатым может быть «вкус» в музыке. Штраус, Бизе, Морриконе, даже музыка АББА затесалась — разнообразие произведений на любой вкус и слух. И чтобы не верить нам на слово, 20 декабря вы сможете в этом убедиться сами: в 19:00 в Культурном Центре в новом здании НИУ ВШЭ на Покровке пройдёт отчётный концерт Оркестра, где будет представлена обширная программа, включающая произведения классического наследия и современные хиты. Хороший шанс не просидеть в панике от моря дедлайнов, а просто перезагрузиться и настроиться на последний рабочий рывок в этом году. Ну и, конечно же, уважим всемирно известных британских учёных, которые только и делают, что каждый год выпускают исследования на тему благотворного влияния инструментальной музыки на IQ. Так подтвердим же их гипотезы эмпирически!

Автор: Наталья Сафронова
Редактор: Клавдия Чернилевская

Фото: Оркестр НИУ ВШЭ