Чем хорошо учиться в Высшей школе экономики, так это тем, что здесь каждый может найти занятие себе по душе — кто-то играет в театральной студии, кривляясь каждый вечер перед зеркалом в попытке отработать роль, кто-то идёт по стопам Греты Тунберг, спасая планету от эко-катастроф, а кто-то… везёт через весь город скрипку, пытаясь не опоздать на очередную репетицию Оркестра, про который многие, возможно, даже и не догадывались. HSE Press, как истинные ценители высокого, познакомились с его жизнью и провели целый день с членами коллектива, чтобы рассказать вам, как живёт Оркестр НИУ ВШЭ.
Заглянув вечером в новый корпус НИУ ВШЭ, можно только позавидовать студентам, прогуливающимся в корпусе N: их средоточие и концентрация во многом достигаются благодаря энергичным звукам скрипок, кларнетов и гобоев, раздающихся из зоны коворкинга. Можно тихонечко заглянуть, но желательно не мешать — члены Оркестра НИУ ВШЭ готовятся к предстоящему концерту. Несмотря на вечер и заметную усталость от учебных будней и рабочей рутины, у музыкантов находятся силы и эмоции, которых они не жалеют, выкладываясь по полной в дуэте с любимым инструментом. Семейная обстановка располагает, но нисколько не мешают творческому процессу: художественный руководитель и дирижёр действующего коллектива Владимир Яцкевич держит членов Оркестра под уздцы и умело превращает разнородный поток их энергии в единый музыкальный монолит. В таком уверенном темпе здесь оживают партитуры, наполняя стены здания самыми разнообразными мотивами: от классики до современных произведений, от зимних опусов Вивальди до дерзких концертов Циммера. «18 октября Оркестру исполнилось 4 года! Для нас это знаменательное событие», — до сих пор не верится музыкантам и даже самому руководителю.
Как всё начиналось и к чему пришло
Сама идея возникла спонтанно: один из профессоров, знакомых Владимира, предложил создать коллектив инструменталистов, который впоследствии должен был перерасти в полноценный Оркестр (что в конце концов и произошло). 4 года назад ещё никто не мог подумать, что состав не просто обрастёт талантливыми энтузиастами, но и станет интернациональным — среди музыкантов можно внезапно обнаружить шведов или французов. Спектр инструментов, представленных в ансамбле, достаточно широкий, особенно для немузыкального вуза: скрипки, виолончели, альты, флейты, гобои, кларнет, контрабас, ударные, саксофон и фортепиано. Учитывая, что участники занимаются музыкой непрофессионально (хоть многие и имеют серьёзный музыкальный бэкграунд), масштаб поражает: оркестранты со всей ответственностью подходят к отработке материала, даже на репетициях. Во многом это заслуга самого руководителя Оркестра, для которого кураторство коллектива такой опыт — не первый. Имея за плечами годы обучения в Академии Гнесиных, он выступает с музыкальными коллективами на самых известных российских и зарубежных площадках, что объясняет такой профессиональный подход в работе, пускай и со студенческим, но всё-таки Оркестром.
А в чём, собственно, смысл?
Хоть Оркестр официально и числится в рядах творческих ансамблей НИУ ВШЭ, по сути, для руководства коллектива — это проект на благотворительной основе. В данном случае, можно сказать, что и дирижёр, и музыканты здесь ради своего любимого дела. Принимая во внимание, что репетиции, изучение материала, работа над собой отнимают много ресурсов, не говоря уже о банальном времени, можно только догадываться, насколько ценна музыка для оркестрантов.
Никита, 2 курс, факультет гуманитарных наук, вторая скрипка:
«Я играю на скрипке уже 10 лет, и, узнав о существовании в Вышке Оркестра, решил, что это отличная возможность не забыть инструмент. Но за время своего участия в коллективе, помимо шанса заниматься любимым делом, я приобрёл большой социальный опыт. Я чувствую, как легко мне стало сближаться с людьми, находить с ними общий язык, и это во многом — результат взаимодействия с такими классными ребятами, с которыми мы уже долгое время играем бок о бок. Я получаю удовольствие и, даже несмотря на учебную нагрузку, всегда найду время на то, чтобы прийти на репетицию».
Олеся, 4 курс, МИЭМ, вторая скрипка:
«В коллектив я попала в этом феврале. За спиной у меня музыкальная школа, 11 лет игры на скрипке. Занималась вплоть до того, как пришло время поступать — тогда пошла подготовка к экзаменам, поэтому музыку пришлось «отложить в долгий ящик». И, узнав о том, что в ВШЭ есть Оркестр, решила вспомнить это чувство, когда ты играешь и гордишься тем, что ты делаешь своё любимое дело хорошо. Сейчас я исполняю партии второй скрипки, они полегче, чем материал первой, но я не расстраиваюсь. Оркестр много мне дал, и прежде всего, конечно же, опыт. До этого я не играла с таким количеством людей, только сольно, поэтому с профессиональной точки зрения — это совершенно другой уровень. Меня вдохновляет происходящее вокруг, окружают интересные люди. Порой поражает, как музыка объединяет представителей разных социальных уровней, профессий, национальностей».
«Вы как раз кстати зашли, у нас тут чаепитие!».
Окончание репетиции напоминает клуб анонимных сладкоежек и любителей чая. После каждого прогона музыканты собираются вместе за чашечкой чего-нибудь горячего, чтобы обсудить, как прошла их неделя. А, учитывая, что команда Оркестра состоит не только из студентов Вышки, послушать разношёрстные истории всегда интересно. «Наш состав очень разнообразен: мало того, что здесь есть студенты из всевозможных университетов — Вышка или нет, не играет роли — тут и преподавателей встретить можно! Да и к тому же, состав интернациональный, так что здесь каждый приобретает не только музыкальный или социальный, но межкультурный опыт. Это очень ценно», — рассказывает дирижёр, чему поголовно вторят и другие члены Оркестра. «Ну так что, у кого как выходные прошли?», — и по кругу рекой доносятся смех, одобряющие возгласы и поздравления: музыканты приходят на репетиции даже в свой день рождения. Здесь царит поистине семейная атмосфера — без печенья после репетиции вас просто не отпустят. Притом, что к самому рабочему процессу все относятся серьёзно. «У нас, можно сказать, демократия. Я частенько прибегаю к тому, чтобы дать команде проголосовать, решить, что будет лучше в том или ином деле. Потому что я знаю — музыканты сделают правильный выбор», — кивает Владимир на торопящихся успеть в метро оркестрантов.
Нам рояль, два контрабаса и виолончель, пожалуйста!
Одна из главных проблем на сегодняшний день — нехватка ресурсов. Как ни крути, но всё упирается в финансы. Оркестр существует уже четвёртый год, и его состав уже значительно разросся. Инструментов стало больше, звук богаче, но и нужды увеличились. «Сейчас нам стало попросторнее в новом корпусе на Покровке, куда удалось наконец-таки перебраться. Такие перемены нам пришлись кстати. Вот если бы ещё руководство обращало внимание на нужды Оркестра, было бы совсем замечательно». На одном энтузиазме долго не продержишься, это правда.
Но деньги решают не все проблемы. Нехватка человеческих ресурсов тоже играет важную роль. «Сейчас я в основном самостоятельно занимаюсь развитием Оркестра как его руководитель. Правда, у истоков ансамбля стояли несколько людей, включая меня, сегодня эта история осталась в прошлом. Какие бы неприятные или неудобные сюжеты ни происходили, которых, к слову, было предостаточно, сейчас Оркестр активно функционирует, но только уже под моим началом. У меня есть и основная работа, поэтому бывают моменты, когда не получается разорваться на несколько частей, как хотелось бы. В Оркестре есть люди, которые помогают, что облегчает некоторые организационные и рабочие процессы, но всё равно хотелось бы большего интереса и сверху».
Добро пожаловать, скрипка
Набор в Оркестр уже прошёл, однако, если желание играть настолько сильно, что вы готовы чуть ли не рояль на себе нести, то можно прийти в любое время и попытать удачу. Конечно, без базовых музыкальных знаний, таких, как нотная грамота, сольфеджио, элементарная история и теория музыки не обойтись, но, если слова «лиговать», «затакт четыре» и «малая терция» вас не пугают, быть может, сыграться вам удастся. По крайней мере, попробовать стоит: здесь вы приобретёте не просто новые знакомства, а семью, которая выслушает и поддержит в ваших самых нестандартных начинаниях. Кто, как не музыканты, играющие бок о бок Римского-Корсакова после главной темы из Розовой пантеры, уверят в целесообразности вашего энтузиазма и креативности.
Оркестр НИУ ВШЭ — не очередной коллектив, руководствующийся стандартами классических консерваторий. Репертуар Оркестра демонстрирует, каким богатым может быть «вкус» в музыке. Штраус, Бизе, Морриконе, даже музыка АББА затесалась — разнообразие произведений на любой вкус и слух. И чтобы не верить нам на слово, 20 декабря вы сможете в этом убедиться сами: в 19:00 в Культурном Центре в новом здании НИУ ВШЭ на Покровке пройдёт отчётный концерт Оркестра, где будет представлена обширная программа, включающая произведения классического наследия и современные хиты. Хороший шанс не просидеть в панике от моря дедлайнов, а просто перезагрузиться и настроиться на последний рабочий рывок в этом году. Ну и, конечно же, уважим всемирно известных британских учёных, которые только и делают, что каждый год выпускают исследования на тему благотворного влияния инструментальной музыки на IQ. Так подтвердим же их гипотезы эмпирически!
Автор: Наталья Сафронова
Редактор: Клавдия Чернилевская
Фото: Оркестр НИУ ВШЭ