Как известно, проектирование архитектурных объектов - дело непростое. Люди посвящают этому всю свою жизнь. Сегодня мы любуемся и восхищаемся такими творениями архитекторов и зодчих, как Исаакиевский собор, или Эйфелева башня, или устремленный в небо небоскреб Бурдж-Халифа.
За всем этим кроется не только замысел автора, его вдохновение и мысль. Но еще и знание прикладных наук, таких как математика и геометрия.
Все мы в школе, на уроках алгебры, геометрии и черчения проходили азы этих наук. Но немногие из нас смогли потом эти знания применить на практике в своей работе.
Но это фундамент многих ремёсел. В том числе и столярного ремесла.
Серьезный подход к проектированию мебели основывается на сложившихся канонах. Игнорирование многих правил в традиционной «столярке» является грубой недопустимой ошибкой.
Не исключением является и чертежи и расчеты токарных элементов мебели и элементов дизайна.
Простыми словами, изделие или деталь мебели должны выглядеть гармонично. Для этого нужно соблюдать соотношение пропорций каждого элемента, будь то полочка или валик, галтель или скоция. Длина, ширина и диаметр этих элементов выглядят пропорционально, если оно соответствуют правилам.
Многие скажут - «зачем мне эти правила, я привык полагаться на свое чувство стиля и ощущение пропорций»?
Конечно, некоторым людям это присуще, но я уверен, что ознакомившись с некоторыми канонами классической архитектуры, они не потеряют, а только приобретут многие полезные для себя знания.
В этом смысле трактат Джакомо Бароцци да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» является классической настольной книгой для всех тех, кто учится проектировать не только здания, но и мебель. С одной стороны эта книга не учебник, так как является лишь авторским взглядом на античную архитектуру и попытку ее квалификации. С другой стороны она безусловно дает проектировщику необходимые навыки для самостоятельного исследования и поиска идеальной формы.
Во время написания этой книги итальянский архитектор Виньола, живший в 16 веке, для классификации стилей использовал так называемые пять ордеров - Тосканский, Дорический, Ионический, Коринфский, Композитный.
Согласно каждому из этих правил построение архитектурного элемента делается в соотношении диаметра к высоте колонны или например пьедестала или архитрава. При этом высота группы элементов делится на модули и каждый элемент должен иметь определенную высоту согласно ордеру.
Простыми словами каждый токарь в прикладном значении может взять любое правило для построения элемента в своем проекте и сделать его согласно существующим не одну сотню лет нормам. Зная как нарисовать в чертеже правильный гусек или каблучок, валик или скоцию, рассчитывая высоту каждой детали, можно прийти к соотношению и гармонии линий и углов. Ведь многие элементы строятся на правиле золотого сечения.
Я лично считаю, что многим токарям - самоучкам будет полезно в чертежах и эскизах своих будущих проектов учитывать пропорции на основе правил архитектуры. Это даст возможность относится к работе ни как к творчеству “по наитию”, а как к науке. И поможет расширить горизонты развития личных навыков.
С уважением, руководитель Русской Токарной Школы, Андрей Громов.