Найти тему
Мода в книгах

"Платиновая блондинка" в жизни, в книге и в кино: одно случайное совпадение 1937 года

Недавно я готовила материал, в котором упомянула актрису Джин Харлоу, звезду киноэкрана и секс-символ 1930-х годов. Это она была первой в истории Голливуда "платиновой блондинкой", и это ради нее знаменитый авиатор (да-да, фильм "Авиатор" это про него) и кинопродюсер Говард Хьюз изменил название одной кинокартины на "Платиновую блондинку", чтоб сместить акцент с главной героини на свою протеже. И это в честь Джин он потом открыл сеть одноименных баров по всей Америке, а еще в 1932 году объявил конкурс среди парикмахеров на создание краски для волос,как у Джин. Призовой фонд был 10 тысяч долларов, а результатом конкурса стало повальное облондинивание женщин всего мира. В общем, это всё про Джин Харлоу.

Джин скоропостижно скончалась от уремии в 1937 году: ее доставили в больницу прямо со съемочной площадки; последний фильм с ее участием - "Саратога" - был доснят уже после смерти звезды и вышел в прокат через месяц после похорон. Актрисе было всего 26, смерть ее потрясла Америку.

Джин Харлоу приносила миллионы кинокомпаниям, с которыми сотрудничала. Однако критики невысоко оценивали ее работу, говоря, что кроме хорошей фигуры у неё ничего больше и нет. Об актерском мастерстве актрисы они вообще умалчивали. Но зрителям фильмы с Харлоу нравились.
Джин Харлоу приносила миллионы кинокомпаниям, с которыми сотрудничала. Однако критики невысоко оценивали ее работу, говоря, что кроме хорошей фигуры у неё ничего больше и нет. Об актерском мастерстве актрисы они вообще умалчивали. Но зрителям фильмы с Харлоу нравились.

В одном из романов, который я очень люблю анализировать в плане изображения там одежды (и не только изображения: платья там реально как живые друзья и враги главной героини), повторяется эта сюжетная линия: актриса погибает едва успев доснять свой последний эпизод. Фильм выходит на экраны уже после ее смерти.

Ирина Одоевцева (русская эмигрантка, ученица Николая Гумилева, жила в Париже) пишет свой роман "Зеркало" в то же время, когда слава Джин Харлоу гремит на весь мир. Смерть молодой звезды была сенсацией - Одоевцева не могла не знать о ней. И вот в 1939 году выходит в свет роман "Зеркало" - без сомнения, куда более сложный, тонкий и чувственный, чем образы, созданные Харлоу на экране, но главная героиня его - белокурая актриса Люка - тоже погибает тогда, когда уже снято 90% картины, принесшей ей всемирную славу, увы, посмертную.

В романе "Зеркало" есть момент, когда Люка выбирает себе вечерний наряд - платье из плотного белого шелка. Она утомлена, не хочет никуда ехать и отвергает слишком легкие наряды в пользу более твердой материи. В тот вечер разрушится ее роман, а вслед за тем - и вся ее жизнь.

"Она так слаба, мягка, ей трудно держаться на ногах, будто из нее вынули позвоночный столб. Она выбирает платье. Нет, не это воздушное, тюлевое. Оно своей легкостью отнимет ее последние силы. Она достает из шкафа длинное, белое, твердое, холодное платье. В этой холодной белизне, в этой мраморной твердости можно скорее найти поддержку. Она надевает его, застегивает узкий лиф. От узости лифа, от кушака, стягивающего талию, она чувствует себя немного крепче".

-3

"У этого белого платья так резко нарушены пропорции, соотношение между слишком коротким, почти отсутствующим верхом и низом в тяжелых складках до полу - еще увеличивает ее смятение, ее тревогу. Чтобы не видеть себя такой искаженной, она накидывает длинную красную накидку. И накидка понемногу приводит всё в порядок".

Биография героини романа Одоевцевой совсем не совпадает с биографией Харлоу - кроме одного момента. Ни та, ни другая в кино сниматься не собиралась. По книге, Люке 21 год, она идет на кинофестиваль, куда ее муж чудом сумел добыть билеты. Они одеты хуже всех, Люка сгорает со стыда, хотя так мечтала появиться здесь и так тщательно выбирала наряд и туфли: "конечно, вечерних туфель не было, но были коричневые, почти новые". Расстроенная тем, что попала в совершенно чужую среду, и растроганная музыкой, Люка плачет во время представления - и вот такая, плачущая, очень хрупкая и беззащитная - попадает в поле зрения известного режиссера, который приглашает ее на пробы. Джин Харлоу удачно вышла замуж в 17 лет за богатого наследника и завела круг знакомств, включавший одну актрису. Подруга как-то раз попросила Джин подбросить ее до киностудии, а пока та была занята, на Джин обратили внимание и пригласили на пробы. Харлоу почти отказалась, но потом изменила решение - на спор с подругой. И даже после успешно пройденных проб девушка игнорировала звонки из киностудии, но тут вмешалась мама, которая в юности мечтала быть актрисой.

Без сомнения, роман "Зеркало" сам по себе сложный и многогранный, и никакие прямые аналогии с судьбой Харлоу ему не нужны. Но, возможно, они были. О моде середины 1930-х годов и их отражении в тексте можно написать не одну статью (а я всё ленюсь). Но я исправлюсь :-)

Напоследок фото Джин Харлоу в матросском костюме. В момент финального объяснения Люки с разлюбившим ее Тьери она одета в костюм юнги: "фуфайку с вышитым якорем на груди. Якорь надежды. Сим-вол. Вол надежды. Да. терпеливый вол. Счастье - это долгое терпение". Но ни якорь, ни долгое терпение счастья Люке не приносят.

Один маленький текст о платьях в романе "Зеркало" я публиковала почти год назад. Но надо, конечно, разобрать весь роман подробно. Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", чтоб ничего не упустить. Комментарии я не смотрю, не успеваю.